Стоит ли лишать ребенка компьютера

Современные дети — впрочем, как и современные родители — с гаджетами расстаются разве что только когда спят. Однако мамы и папы нашли способ использовать эту любовь к технологиям в своих интересах, наказывая лишением планшета или мультиков за плохое поведение, и добавляя минутки и часы просмотра в поощрение за хорошее. Почему так лучше не делать, объясняет психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

«Если будешь так себя вести, то никаких мультиков» — категорично говорит мама. «Съешь этот суп, и я разрешу тебе посмотреть мультики/поиграть в видеоигру/дам свой телефон» — да, это настоящий шантаж. Почти все понимают, что это не лучший метод воспитания, но зато он работает: ребёнок меняет поведение, ест суп, произносит вежливые слова. Вот почему многие родители в этой ситуации закрывают глаза на этический аспект.

Хорошо-плохо — это не так важно, если можно быстро добиться желаемой цели: сделать так, чтобы ребёнок «вошёл в рамки», выполнил немедленно, как золотая рыбка, все родительские желания.

Давайте поразмышляем, нет ли в использовании телевизора и гаджетов в качестве наказания или поощрения каких-то подводных камней. Каждое наше действие, каждая наша фраза, имеет воспитательное воздействие, если здесь присутствует ребёнок или он нас подслушивает. Кстати, в этом случае действия и фразы могут отразиться на нем даже сильнее, чем при непосредственном контакте: он настроен слушать, он -«весь внимание». Результат нашего воздействия может быть немедленный, то есть краткосрочный, и долгосрочный, то есть перспективный. Кратковременный результат при использовании телевизора или любого гаджета мы с вами обсудили. Если ребёнка приучили к гаджетам, то он вполне предсказуем. Давайте посмотрим на долговременный.

Мы учим ребёнка шантажировать нас и других, торговаться. Так что лет в 8 вы можете услышать: «Мам, пока не купишь мне айфон последней модели, я вообще учиться не буду, буду дома сидеть!» Ребенок учится бороться с вами вашим оружием.

Если гаджеты используются в качестве поощрения или наказания, то ребенок быстро понимает, что гаджеты — это невероятная ценность. Тем более, что современные мамы и папы, а то и бабушки, и няни не выпускают телефон из рук, круглосуточно смотрят в компьютер, часами сидят перед телевизором. Жизненно важная ценность — это значит, что нужно бороться за обладание ей или хотя бы за увеличение времени пользования. Ведь получается, что если ты будешь суперхорошим ребёнком, то в идеале ты сможешь смотреть телевизор или играть в видеоигры круглосуточно.

Отсюда забавный вывод с незабавными последствиями: хороший ребёнок тот, кому целый день разрешают смотреть телевизор и играть в гаджет. А хорошие родители, это родители, которые разрешают хорошему ребёнку всё время смотреть телевизор и играть в планшет. До компьютерной зависимости тут недалеко.

Я спросила одного 8-летнего мальчика, которого привели ко мне на психологическую консультацию, какая у него мечта в жизни. Он ответил: «Я бы хотел, чтобы я мог играть в компьютер круглосуточно, мама приносила мне постоянно еду на тарелочке, а в стуле был бы встроен унитаз, чтобы никуда не отходить.» Я спросила, не устанет ли он, но он уверенно ответил, что справится с усталостью. Хотите ли вы, чтобы ваши дети имели такую мечту в жизни? Могу ответить, что я, как родитель, точно такого не хочу. Я думаю, что вы догадаетесь, какое наказание и поощрение его мама, очень милая женщина, использовала для мальчика.

Разрешайте ребёнку пользоваться гаджетами и смотреть мультики во время ожидания в поликлинике, очереди, кафе, в машине. Время будет проходить легче. Здорово, если вы специально заранее запишите интересные, полезные программы, качественные мультфильмы. Выделите время для просмотра в течение дня, когда идут интересные программы, не нарушающие ритм жизни ребёнка. Отбросьте запреты и включите телевизор или дайте гаджет, если очень устали и вам нужна небольшая передышка, но не пользуйтесь этим часто. А как же наказание? Как тогда наказывать?

А надо ли вообще наказывать?

Когда проводили психологическое исследование наказаний, то опросили французских и русских детей. Их спросили: «Надо ли вас наказывать?»

«Да!», — ответило более 90% русских детей: «Надо, когда мы хулиганим!»

«Нет», — ответило почти столько же французских детей: «Мы же умные дети, нам можно просто всё объяснить, как правильно».

Может быть, иногда достаточно и русским детям просто объяснить, они ведь у нас тоже умные.

Читайте также:

Дети и гаджеты на карантине: что будет дальше?

Как сделать гаджеты друзьями ребёнка, а не врагами

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Фото: Syda Productions, Dmytro Zinkevych, Anna Nahabed/Sharomka/VGstockstudio/Shutterstock.com

Источник

Смартфон сегодня есть почти у каждого школьника. В сети они зависают часами. Понятно, что времени часто не хватает ни на полноценный сон, ни на прогулки, ни на уроки. Родители в истерике. А тут еще двойки посыпались… Можно наказать, отобрав гаджет? Михаил Воропаев, профессор, заместитель директора по научной работе Института педагогики и психологии образования МГПУ на этот вопрос, волнующий многих родителей ответил так:

– За плохие оценки ругать нельзя. Нельзя повышать голос, поднимать руку, хвататься за ремень. Как правило, родитель – самый значимый человек для ребенка и все это становится тяжелым ударом по его самооценке. “Ничего, меня лупили, а вырос хорошим человеком!” – наверное, кто-то сейчас подумал именно так. Забудем на секунду, что физические наказания детей нарушают закон. Физические наказания всегда воспринимались и воспринимаются детьми как очень травмирующие. Во многих семьях используют ограничение использования смартфона, компьютера как наказание. Это допустимо, но все же лучше, чтобы это воспринималось детьми как забота со стороны родителей об их здоровье и благополучии.

Читайте также:  Страдающий лишай как лечить и от чего

И категорически нельзя сопровождать наказание проявлением злорадства: “Наконец-то попался! Я тебя прищучу! Покажу, где раки зимуют!..” Воспитательный эффект будет потерян. Лучше сказать спокойно: “Я тебе сочувствую, но ты сам понимаешь, что виноват…”

Смартфоны сейчас не выпускают из рук совсем маленькие дети. Есть ли для них хоть какая-то польза от гаджетов?

Михаил Воропаев: Наши магистранты проводили исследования среди старшей группы дошкольников: 60-70 процентов имеют смартфоны, примерно 5-10 процентов пользуются ими бесконтрольно. Чаще всего дети играют в игры. По большей части это так называемые аркады, игры с очень напряженным “плейгеймом” (игровым процессом). Сложно даже оценить тот вред, который это наносит детской психике.

Полезные компьютерные игры есть, но все они платные. Цена может быть от 1 до 2 тысяч рублей за игру. Если скачиваешь – пользуйся без ограничений. Бесплатные развивающие игры есть, но они, как правило, очень просты, а если вами предлагают скачать игру бесплатно, хотя вы знаете, что она платная, то, скорее всего, это мошенники. Вы скачиваете бесплатное приложение, два-три раза запускаете, и вас забрасывают рекламой товаров. И это еще в лучшем случае.

Как понять, что вам предлагают купить качественную игру?

Михаил Воропаев: Важно, есть ли у производителя собственный сайт, фактический адрес, телефон, где реальный человек снимет трубку и ответит вам.

Многие школьники из-за коронавируса ушли на вынужденные каникулы, кто-то перешел на дистанционку. Сложнее всего родителям учеников из началки – непонятно, как и кто научит детей базовым умениям – читать и писать? Гаджеты, мама с папой, учитель с экрана монитора?

Михаил Воропаев: Во-первых, мамам и папам надо честно себе сказать: все мы оказались в сложной жизненной ситуации, а пандемия – именно такая ситуация. Второе: надо приготовиться к тому, что будет трудно. Ребенок должен научиться читать, у него формируется почерк. Скажется и то, что три месяца перед первым классом многие дети не ходили в детский сад. Последний год дошколки всегда очень важен. Возможно, кому-то понадобится несколько месяцев на то, чтобы научиться писать, кому-то – год. К сожалению, мы очень мало знаем про себя в новой реальности.

Я рад бы предложить сейчас некую “волшебную палочку”, или “чудесную книжку”, или гаджет с ресурсом, которые разом бы решили все проблемы, но, увы, к сожалению, их нет. Системы образования для маленьких, приспособленные к дистанционным формам, пока существуют в очень разрозненных концептах. Поэтому мамам, папам, дедушкам и бабушкам придется, как и раньше, компенсировать своей помощью пропущенное. Надеюсь, что большинство учителей начальных классов сможет адаптироваться к этой ситуации и помочь детям и их родителям.

Итак, младший школьник учится из дома. Что лучше читать с ним? Обычную книгу или гаджет?

Михаил Воропаев: В младшей начальной школе все же лучше читать обычные книги. Книга воспринимается как целый объект, а текст в гаджете – кусочек, фрагмент, он не дает целостной основы для восприятия ребенка. Человек тысячелетиями взаимодействовал с материальными предметами, формировался в таких условиях. Не будем забывать об этом.

И все же от виртуальной реальности никуда уже не деться. Какие плюсы может дать компьютер в обучении?

Михаил Воропаев: Уточню, что компьютер сейчас дает возможность как “видеть и слышать” на расстоянии, так и проверять, и оценивать, и даже учить. Современные программы из тех, которые возможно использовать дома, могут помочь в тренировке определенных навыков, но не творческого характера. А вот онлайн-уроки, когда учитель перед экраном читает лекцию и устно опрашивает учеников, не могу называть очень эффективными. Тот, кто думает, что живой урок и урок перед экраном – одно и то же, ошибается. Мне встречались исследования, где говорится, что человек при общении вживую “считывает” до 120-150 разных параметров. Гаджет такой возможности не дает. Пока. Реальность вокруг меняется очень быстро. Уверен, что нынешние дети столкнутся с тем, что можно будет проверить и процесс решения творческой задачи. Алиса и Сири уже сегодня распознают и понимают типовые фразы. На самом деле даже современные программы в принципе способны поддерживать развитие нестандартного творческого мышления у ребенка, но их создание требует колоссальных затрат человеческих ресурсов.

Источник

В наше время детская зависимость от гаджетов приобретает всё большие масштабы. С раннего возраста ребёнок начинает пользоваться взрослыми «игрушками». Не найдётся ни одного школьника, у которого не было бы телефона, планшета, ноутбука или обычного компьютера. А у большинства есть всё перечисленное. Некоторых родителей это устраивает, ведь гораздо проще включить чаду мультик на планшете, чем развлекать самостоятельно. Из-за такого поверхностного отношения к воспитанию вырастают подростки с неверно расставленными приоритетами: сначала виртуальный мир и игры, затем — реальная жизнь. Что делать в данной ситуации и какие ошибки чаще всего допускают взрослые, пытаясь справиться с проблемой, АиФ.ru рассказала психолог-консультант экстренной психологической помощи Мария Григорян.

Читайте также:  Отрубевидный лишай снова и снова

Стоит ли лишать ребенка компьютера

Ошибка № 1. Тотальный запрет

Я считаю, что зависимость появляется, когда есть явный, очень сильный запрет. Почему он не работает? Да потому что любое строгое правило очень хочется нарушить. Такова человеческая природа, мы не можем искоренить это. Если мы жестко ограничиваем, пресекаем, не позволяем детям что-то и ещё говорим «это плохо», «это зло», то получаем обратный эффект. Не надо питать иллюзий, что вы сможете навсегда оградить своих детей от компьютера и мобильных телефонов, и они привыкнут жить без гаджетов. Когда-нибудь они «дорвутся» до так называемого «запретного плода», и тогда никто не знает, что может произойти.

Что делать: Еще раз подчеркну — не стоит отбирать все гаджеты у ребенка. Категоричные запреты дают обратный эффект. Родителям следует разумно ограничивать время пользования телефоном и другими гаджетами. Дайте четко понять, когда именно нельзя пользоваться техникой. Например, во время обеда, за несколько часов до сна и т.д. Главное не забывайте, что это правило должно быть единым абсолютно для всех членов семьи.

Стоит ли лишать ребенка компьютера

Ошибка № 2. Сильная занятость ребенка

Одна из причин зависимости заключается в том, что у ребенка просто нет других интересов. Так происходит не потому, что он плохой или не увлекающийся, а потому, что ему не позволяют ничем интересоваться. Его время забивают тем, что считают нужным родители: школа, кружки, сад, секции. 

Геймификация грамотно работает на то, чтобы как можно лучше мотивировать и завлечь детей и взрослых. В играх всё очень живо, бодро, ярко, красочно. Ты всё время получаешь какое-то поощрение: бонусы, переходы с уровня на уровень. Даже взрослый человек не может отказаться от такой мотивации, что говорить про ребенка.

Что делать: Важно предоставлять ребёнку возможность увлекаться тем, чем он хочет, а не тем, чего хотят мама и папа. Очень хорошо, когда есть много свободного времени для неиндивидуальной игры, особенно со сверстниками. Это минимизирует зависимость от гаджетов.

Стоит ли лишать ребенка компьютера

Ошибка № 3. Игнорирование своих собственных привычек

Иногда ко мне приходит какая-нибудь мама на консультацию. И я вижу, что ей скучно, грустно, тоскливо, она не очень любит жизнь, у нее нет хобби. При этом женщина искренне удивлена, почему ее ребенок целыми днями напролет сидит в гаджетах. Хотя ответ в данном случае очевиден. Что ему ещё делать, когда у него такой пример перед глазами?

Что делать: Если ребенок видит по вечерам вымотанных после работы родителей, которые отдыхают, просто сидя на диване и смотря телевизор, или ещё работают дома, а на выходных они делают какие-то важные дела, которые неинтересны ни им, ни ребенку, это не самый лучший пример для маленького человека. 

Ваша задача — показывать чаду увлекательную, насыщенную жизнь, а главное — самим ею жить! Тогда ваше чадо будет тоже к этому стремиться, потому что дети повторяют за взрослыми. И еще один важный нюанс: родителям самим стоит больше отрываться от своего телефона, подавая тем самым хороший пример.

Стоит ли лишать ребенка компьютера

Ошибка № 4. Вы не стремитесь наладить диалог

Часто родители считают, что о теме зависимости можно не разговаривать с ребенком и делать вид, что все нормально, но подобная тактика губительна. Если вы закрываете глаза на проблему, это не означает, что ее нет. 

Что делать: Честно разговаривайте с детьми — как вы к этому относитесь, что думаете. Говорите о своем беспокойстве. Например: «Я считаю, что это не будет полезным в больших количествах потому-то и потому-то…». На мой взгляд, истерия вокруг темы зависимости преувеличена, потому что мы просто не знаем, как общаться с детьми. Если мы все-таки начнем это делать, да еще так, чтобы слушать и слышать подрастающее поколение, верить в то, что они вообще что-то могут о себе сказать, и они действительно думающие и понимающие создания, то много вопросов сразу снимется.

Источник

– Один из моих принципов воспитания по отношению к собственным детям: что слишком, то не здорово! Без гаджетов в современном мире просто не выжить, и освоение гаджетов, особенно сейчас, когда учебные заведения перешли на удаленный режим, очень важно. Еще несколько лет назад можно было встретить четкие рекомендации врачей и психологов о том, какое время должен проводить ребенок с гаджетами. Например, не больше получаса в день для дошкольника и час в день для школьника. На мой взгляд, эти рекомендации сегодня выглядят просто смешно!

Читайте также:  Красный лишай лечение в киеве

– В условиях самоизоляции многие дети учатся в режиме онлайн. Занятия проходят с помощью специальных сервисов и приложений, которые ребенку просто необходимо освоить. Искренне не понимаю, как мамы, а таких очень много, могут запрещать своим детям гаджеты. Главное здесь – это найти оптимальный режим между занятиями онлайн и играми в гаджетах. Необходимо предложить детям больше возможностей для досуга и отдыха, чтобы виртуальный мир не мешал основному обучению и дополнительным занятиям. Чем больше ребенок будет непосредственно общаться с родителями и членами семьи: братьями, сестрами, бабушками, дедушками, чем больше у него будет интересных занятий, тем меньше интереса вызовет телефон. То есть сделали уроки, разобрались в необходимых компьютерных сервисах и приложениях и пошли играть с папой в футбол или с мамой лепить пельмени, например. Очень важно для ребенка периодически отдыхать от всего – и от всех электронных устройств, и от уроков. Такие периоды смены деятельности полезны, потому что в это время мозг обрабатывает новую полученную информацию.

– Телефон влияет и на зрение, и на осанку, и на режим дня. Взрослому человеку легче адаптироваться, а организму ребенка, его нервной, мышечной системе, еще нужна помощь. Например, я договорилась и установила правила с ребенком, что за два часа до сна гаджетами мы не пользуемся, только в самых исключительных случаях, когда, например, онлайн-занятия с репетитором пришлось перенести на вечер и урок закончился за час до сна. Перед сном нужно отвлекаться от гаджетов, чтобы мозг и глаза отдыхали. Иногда у нас получаются такие литературные вечера перед сном. Я сажусь на кровать и читаю малышу сказки. Мне так читали периодически сказки мои родители, и это одно из самых светлых и чистых воспоминаний детства. Я хочу, чтобы и у моего малыша остались такие воспоминания, когда он станет взрослым, это очень важно!

– Перед сном я обязательно проветриваю детскую комнату. Это помогает избавиться от накопленного электромагнитного излучения, которое, в свою очередь, также препятствует нормальному восстановлению нервной системы. В идеале комната, конечно, должна быть без электронной техники, но в наше время это редко когда возможно.

– Хочу отметить, есть еще один важный аспект, который особенно касается тех родителей, которые категорически против гаджетов. Поскольку мы с вами уже поняли, что в современном мире ребенку без гаджетов не обойтись, не стоит преподносить ему планшет и тому подобное в качестве подарка, если в дальнейшем вы собираетесь ограничивать его использование. Запрещать пользоваться тем, что по праву принадлежит ребенку, бессмысленно. Вы же сами подарили! Объясните сыну или дочке, что покупаете устройство в первую очередь для учебы и для использования этого устройства есть свои правила, которые вы, как родитель, можете четко устанавливать. А что касается непосредственно подарков, то тут фантазия ваша может быть безграничной: ракетки для бадминтона, футбольный мяч, набор юного пекаря, интересная книга с картинками и так далее.

– Но бывают и такие случаи, когда родители против, чтобы их дети много времени проводили с гаджетами, а сами просиживают у компьютера часами, причем не по работе, а в компьютерных играх, например. Не забывайте, что дети копируют поведение родителей. Если в семье мама и папа проводят много времени в телефоне или ноутбуке, ребенок также имеет право на выбор отдыха любимым способом: это могут быть, в частности, компьютерные игры, мультфильмы. Если малыш на протяжении долгого времени играл в определенные игры, а потом родители вдруг резко решили их запретить – будет конфликт или даже психологическая травма. Если чадо выбирает игры или мультики с агрессивным сюжетом, это упущение родителей: важно помогать ему с контентом, следить за тем, какие приложения установлены на планшет или компьютер. На всех современных устройствах существует функция «Родительский контроль», с помощью которой взрослые могут блокировать потенциально опасные ресурсы и ограничивать время использования гаджета. Но перекладывать полностью свои родительские обязанности на данную функцию не стоит: не забывайте самостоятельно мониторить сайты, приложения и игры, предлагать интересные варианты.

– Электронные устройства прочно вошли в нашу жизнь, поэтому всячески порицать ребенка за то, что он постоянно занят с гаджетами, просто бессмысленно. Как я уже говорила в самом начале – что слишком, то не здорово. Помогите своему сыну или дочке организовать его ежедневный график так, чтобы гаджеты были задействованы только тогда, когда этого требует учеба или дополнительные занятия, а чтобы не было вреда для здоровья от электронных приборов, занимайтесь с вашим ребенком спортом.

Источник