Пьяных водителей будут лишать автомобиля
Борьба с пьянством за рулём среди властей ведётся достаточно агрессивными темпами – лишение прав, уголовное преследование, штрафстоянка. Но этого мало, считают в правительстве – новый закон о возможности конфискации машины за езду в состоянии опьянения может стать реальностью, если соответствующий проект ФЗ примут в думе России, и у пьяниц смогут отнимать авто по суду.
Опьянение – какое наказание предусмотрено в 2021 году?
В действующем законодательстве в виде КоАП езда в состоянии опьянения карается санкцией в виде 3 ограничений прав и свобод автолюбителя:
- лишение прав на 1,5-2 года,
- штраф ГИБДД 30 000 рублей,
- эвакуация машины на штрафстоянку (не путать с конфискацией).
Первые 2 нормы предусматривает часть 1 статьи 12.8 КоАП. Последнюю как меру обеспечения – 27.13.
Но есть ещё наказания за повторное управление в пьяном виде. И оно гораздо жёстче. Его предусматривают сразу 2 различных статьи, и одна из них – уголовная.
Если пойманный в алкогольном или наркотическом опьянении водитель попадётся, будучи лишённым прав, то его ждёт:
- арест на 10-15 суток (12.8, часть 3 КоАП),
- временное изъятие авто на штрафстоянку.
А вот за повторность управления в состоянии опьянения – то есть если водитель попадётся в течение года после окончания срока лишения и/или оплаты штрафа, его ждёт наказание в виде одного из следующих:
- штраф 200-300 тысяч,
- штраф в виде суммарного дохода за срок от 1 до 2 лет,
- лишение свободы до 2 лет.
Это уже диктуется нормой статьи 264.1 УК РФ.
Но всё может измениться!
За повторную езду в опьянении у автолюбителей могут конфисковать автомобиль в пользу государства. Такое предложение выдвинул депутат Госдумы Максим Иванов от Единой России. Такая жёсткая мера, по его словам – вынужденная, так как действующие наказания никак не перевоспитывают любителей выпить за рулём.
Причём, конфискуют у вас автомобиль или нет, будет зависеть от того, в чьей машина собственности. Если вы попались за рулём не своего авто, то изъять его будут иметь права. Таково предложение депутата.
Корнем инициативы, по словам самого депутата, послужил позитивный опыт в этой области соседнего государства – Беларуси, где конфискация машины у пьяных водителей работает уже несколько лет. И вполне успешно. Причём, там такой новый закон работает ещё суровее – транспортное средство могут отнять, даже если водитель не его владелец. Таким образом, кто-то просто может очень жёстко подставить доверителя покататься на его ТС.
Когда новый закон о конфискации за опьянение вступит в силу?
Ещё очень не скоро. В отличие от большинства изменений и вновь появившихся законов и правил, которые мы публикуем, данный проект закона ещё формально не является даже проектом. Он не составлен в виде документа и не внесён на рассмотрение в думу России. Инициативой лишь поделился законодатель на своей странице в социальных сетях.
Далее для вступления в силу и возможности изымать машины у граждан в пьяном виде должно пройти достаточно много этапов продвижения законопроекта:
- проверка на законность
- регистрация в думе,
- внесение на общественное обсуждение,
- 1 чтение,
- 2 чтение,
- 3 чтение,
- принятие проекта
- подписание Президентом РФ,
- опубликование на официальных сайтах правовой информации,
- вступление в силу.
Как видим, целых 10 этапов для возможности конфискации авто за пьяную езду. То есть далеко не в 2021 году.
Много ли опасности представляют пьяные водители?
Для ответа на данный вопрос давайте заглянем в официальную статистику ГИБДД и сравним количество раненых и погибших в ДТП с пьяными водителями и с общим числом аварий на дорогах России в январе 2019 года.
Число ДТП с пьяными водителями
Общее число ДТП за январь 2019
В ДТП с пьяными автолюбителями:
- на общее количество происшествий с пьяными водителями пришлось 1,6 раненых,
- на все происшествия пришлось 0,14 погибших.
Среди общего числа аварий:
- на общее число – 1,38 раненых,
- на общее количество – 0,095 погибших.
Как видим, если человек пьян и попадает в дорожно-транспортное происшествие, то вероятность гибели или ранения людей (причём, и самого водителя тоже) хотя и не намного, но повышается. Только вот ключевое слово здесь должно быть не “намного”, а “существеннее”. Каждая жизнь бесценна, здоровье людей тоже. Этим вполне можно оправдать конфискацию автомобилей у пьяниц за рулём. Вот только насколько реальны корни нового закона в виде улучшения безопасности дорожного движения, а не простое обогащение бюджета и завязанных на нём деятелей, остаётся лишь догадываться и предполагать.
Источник
Рассказываем, почему идея изымать машины у нетрезвых автомобилистов не такая хорошая, как может показаться на первый взгляд.
«Пьяный водитель — убийца. Алкоголь и автомобиль несовместимы. Выпил? За руль не садись!». Согласны с этими тезисами? Отлично! Теперь вы знаете, что наши позиции по отношению к пьяной езде совпадают. Действительно, не может быть оправдания тем, кто садится за руль в нетрезвом виде и тем более поступает так неоднократно. Однако вам наверняка интересно, почему мы вдруг вообще подняли эту тему и начали с таких элементарных постулатов? Сейчас поясним. Буквально на днях МВД выступило с предложением конфисковывать автомобили у водителей, которые попались на пьяной езде. Машины предлагается изымать в пользу государства, а затем — продавать на специальных аукционах. Необходимость данной меры в МВД объясняют статистикой аварийности: в 2018 году из-за пьяных водителей произошло примерно каждое десятое ДТП. Соответствующий законопроект ведомство уже направило на рассмотрение в правительство, то есть, похоже, на этот раз все действительно серьезно.
Казалось бы, после высказанных нами тезисов мы должны быть горячими сторонниками предложенной меры. Однако против этой инициативы есть веские аргументы. И если их рассмотреть, то убеждаешься: принимать закон о конфискации автомобиля за езду в нетрезвом виде нельзя ни в коем случае. И вот почему.
Причем здесь автомобиль?
Начнем с простого: идея изымать у пьяных водителей автомобили вовсе не нова. Аналогичный законопроект о конфискации транспорта уже вносился в Госдуму, но в 2014 году был отклонен. Депутаты посчитали, что такую меру можно применять только к собственникам ТС, а другие водители смогут избежать наказания. Тем не менее уже в 2015 году суды начали конфисковывать автомобили, но на другом основании: к тому времени вступила в силу редакция Уголовного кодекса, ужесточавшая наказание для тех, кто повторно садится за руль пьяным. А автомобили, согласно логике некоторых судей, становились таким образом орудием совершения преступления и могли быть изъяты. Однако в мае 2016 года такой практике был положен конец. Пленум Верховного суда принял решение, согласно которому автомобиль не может быть признан орудием совершения преступления, следовательно, его нельзя конфисковать.
То есть уже на данном этапе новый законопроект МВД вступает в прямое противоречие с решением Верховного суда. Но, допустим, это противоречие удастся каким-то образом обойти (в российской практике хватает подобных примеров). Можно ли меру поддержать? Никак нет. Прежде всего, неясно, почему в МВД считают, что конфискация автомобиля должна остановить любителей езды подшофе, если под удар попадают исключительно собственники машин. А что если пьяница сел за руль не своего автомобиля, а, скажем, машины жены или какого-нибудь еще родственника? Тоже конфисковывать? Но тогда выходит, что наказанию в той или иной форме подвергнется не только тот, кто преступил закон, но и совершенно посторонний человек. Кто-то скажет: «Нужно думать, кому даешь ключи от машины!». Это так. Вот только не всегда владелец автомобиля знает, в каком именно состоянии сядет за руль человек, которому доверили управление. Если вам не нравится пример с родственниками, подумайте о профессиональных водителях — экспедиторах, дальнобойщиках, водителях автобусов. Очень редко когда они сидят за рулем своих собственных транспортных средств. Как быть с ними? И как поступить, если на «пьянке» поймают пользователя популярного нынче каршеринга?
Все равны, но некоторые — равнее
Да и к конфискации автомобилей у собственников тоже много вопросов. Знаете ли вы, что аналогичный закон об изъятии транспортных средств у нетрезвых водителей с 2013 года действует в Беларуси? После его принятия в соседней республике перестали пить за рулем? Как бы не так! То есть количество пьяных, конечно, снижается, но совсем не так, как видится сторонникам подобных мер (а новых минусов при этом — достаточно). Согласно статистике, в 2013 году ГАИ РБ задержало 36,6 тыс. нетрезвых водителей, в 2014 г. — 31 тыс., в 2015 г. — 28,2 тыс., в 2016 г. — 26,4 тыс., а в 2017 г. — 23,6 тыс.. Более того, местные любители покататься подшофе даже придумали оригинальный способ снизить тяжесть последствий задержания. Они просто покупают дешевые развалюхи, расстаться с которыми будет не жаль в случае остановки инспектором ГАИ. Так что новости с заголовками в стиле «Пьяный бесправник протаранил четыре машины», к сожалению, все так же регулярно появляются у наших соседей. Конфискация не помогла!
На этом наши размышления о предложенном МВД законопроекте можно было бы закончить: идея конфискации уже выглядит очень сомнительно. Но нельзя не упомянуть еще об одной проблеме, особенно остро стоящей в России. Знаете ли вы, что согласно действующему законодательству инспектор ГИБДД не может отстранять от управления и направлять на медосвидетельствование прокуроров и судей? То есть сотрудник ДПС может лишь составить рапорт о допущенном, на его взгляд, нарушении и передать его начальству. Что же изменится для нетрезвых судей и прокуроров в случае принятия закона? Ровным счетом ничего! Более того, фактически в России окончательно сложится два класса водителей: простые граждане, которых будут наказывать по всей строгости закона и жестко карать за нарушения, вплоть до отчуждения прав собственности (которая, как мы сказали выше, может им даже не принадлежать!), и привилегированные особы, которым можно будет безнаказанно совершать даже самые тяжкие нарушения.
И это мы еще не упомянули о коррупции! Знаете ли вы, что уровень жизни полицейских за последние пять лет существенно упал? Причем это не какие-то домыслы, об этом официально заявил замглавы МВД РФ Аркадий Гостев. Он отметил, что в период с 2012 по 2018 год зарплаты полицейских индексировались лишь один раз в 2018 году, и то всего лишь на 4%. Как на этом фоне выглядит предложенная мера о конфискации авто нетрезвых водителей? Для нечистых на руку сотрудников ГИБДД — как самая настоящая возможность подзаработать. Только представьте: вас тормозит инспектор ДПС, который утверждает, что вы пьяны и вас надо лишить не только прав, но еще и автомобиля. А потом он предлагает за определенную сумму быстро и без суда «решить вопрос полюбовно». Такая ситуация, конечно, не означает, что все водители будут сразу же соглашаться (хотя о том, что инспекторы ГИБДД — тонкие психологи, забывать не стоит). Однако даже законопослушным автомобилистам такая ситуация наверняка будет стоить нервов.
Суровость наказания или неотвратимость?
Ну и, наконец, несколько слов о теории наказания вообще. Поскольку государства существуют на Земле очень давно, то и философских концепций того, как стоит поступать с лицами, преступившими закон, также немало. Одни философы полагали, что наказание должно быть возмездием за совершенное зло, другие видели в нем способ предупредить дальнейшие злодеяния, третьи же считали, что наказание должно быть таким, чтобы помочь человеку исправиться. Как следствие, к XXI веку в каждой развитой стране мира выработалась своя сложная правовая система. Но их объединяет одно — комплексность подхода. То есть признается, что то или иное наказание не должно быть просто максимально жестким (хотя, казалось бы, чем большая угроза нависает над потенциальным нарушителем — тем лучше), но и соответствовать тяжести деяния, быть фактически выполнимым и должно служить исправлению человека и изменению его поведения. Вот, к примеру, как принцип пропорциональности сформулирован в правовой системе Европейского Союза:
- Любая мера должна иметь законную цель.
- Мера должна служить достижению цели (то есть требуется предоставить доказательства, что мера будет работать).
- Мера должна быть необходима для достижения цели. Любые другие менее обременительные способы достижения цели должны отсутствовать.
- Мера должна быть обоснованной, учитывая конфликт интересов различных существующих групп.
Только при соответствии этим критериям законодательная инициатива будет иметь шансы получить зеленый свет в ЕС. То есть даже если кто-то предложит откровенно дурной законопроект (например, сажать в тюрьму каждого пешехода за переход улицы в неположенном месте), она никогда не станет законом — все прекрасно понимают, что он просто-напросто не будет работать, несмотря на свою суровость.
А вот неотвратимость наказания — это совсем другой принцип. Этому понятию в современных правовых системах уделяется очень много внимания. И современные криминологи приходят к однозначному выводу: неотвратимость наказания (даже не самого строгого) имеет гораздо больший эффект на преступника, чем суровость наказания. Грубо говоря, если человек знает, что его почти со 100-процентной вероятностью поймают, он вряд ли пойдет на преступление в отличие от ситуаций, когда наказание суровое, но и шансы выйти сухим из воды немаленькие.
Причем здесь законопроект о конфискации автомобилей у пьяных водителей? Очень просто. Это — достаточно суровое наказание, которое, как мы уже объяснили выше, не является неотвратимым для всех. И в этом один из главных его недостатков.
Источник
Как это будет работать в России, пока никто не знает.
Почему это важно
Каждый год по вине пьяных водителей погибает около пяти тысяч человек. От года к году эта цифра меняется в разные стороны, но примерно пять тысяч семей ежегодно ищут деньги на похороны и через 40 дней пытаются начать жить заново. Наказание за езду в нетрезвом виде, если водитель не совершил ДТП и не убил человека, относительно гуманное. Управление автомобилем в состоянии опьянения в первый раз (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния) по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ — штраф 30 000 рублей + лишение прав на полтора-два года.
За повторное нарушение (пьяное вождение без прав или пьяное вождение после лишения) водителю грозит арест на 10–15 дней и штраф в 30 000 рублей. Незначительность наказания, как говорят юристы, понимают и потенциальные “лишенцы”, поэтому радикального снижения количества пьяных за рулём добиться пока не удалось. Вопрос ребром в отношении пьяных водителей в других странах стоит давно. Например, в Южной Корее за ДТП со смертельным исходом, совершённое пьяным водителем, грозит пожизненное заключение и конфискация большей части имущества.
Предложение ужесточить ответственность водителей и конфисковывать их автомобили в случае повторного нарушения в России обсуждается с 2017 года, но до реальных поправок в законопроект дело пока не дошло. Один из самых успешных кейсов по борьбе с пьяными на дорогах с 2013 года принадлежит братской Белоруссии.
Как это работает
В ближайшем будущем в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях РФ появится новая статья. У автовладельцев будут конфисковывать автомобиль, если в течение года сотрудники ГИБДД повторно “оформят” водителя за езду в нетрезвом состоянии.
При этом в законопроекте уточняется, что нарушитель будет проходить в суде по статье 264.1 УК, в то время как забирать автомобиль насовсем будут уже по 34.34 КоАП. В целом такая практика будет походить на методы работы органов правопорядка в Белоруссии, где с пьяными водителями особенно не церемонятся.
С учётом схожего менталитета у белорусских и российских водителей, опыт наказания за пьяную езду, как отмечает адвокат Геннадий Ткач, может быть внедрён в кратчайшие сроки с незначительными изменениями нормативно-правовой базы.
Административные наказания в российском и белорусских кодексах регламентируются примерно одинаково. Практика изъятия автомобилей за повторное нарушение у нас в стране не применяется, но в Белоруссии она работает давно, примерно с 2010 года. За десять лет удалось таким образом значительно снизить количество пьяных ДТП
Геннадий Ткач
Адвокат
Белорусский кейс, по словам Ткача, может быть применён в России почти без изменений. Если поправки в законопроект об ответственности водителей за повторное нарушение будут приняты, то процедура расставания с любимой машиной для владельца может выглядеть следующим образом.
- Первое нарушение. Административное наказание, штраф в 60 тысяч рублей (текущий “тариф на глупость” — 30 тысяч) и автоматическое лишение прав при отказе пройти медицинскую экспертизу.
- Повторное нарушение. Штраф в 500 тысяч рублей (сейчас штраф 200 тысяч рублей), обязательные работы или лишение свободы.
Адвокат Адвокатской палаты Москвы Константин Кудряшов пояснил, что, с учётом существующих условий отбывания наказания в колониях и тюрьмах, абсолютное большинство людей боится оказаться в местах лишения свободы.
Есть вероятность, что под угрозой лишения права собственности на автомобиль водители будут предлагать взятки, соразмерные его стоимости. Водителям будет выгоднее предложить деньги на месте, например триста тысяч, чем лишиться автомобиля стоимостью, например, миллион. Некоторых из таких водителей будут ловить на взятках и осуждать лет так на восемь реального лишения свободы
Константин Кудряшов
Адвокат Адвокатской палаты г. Москвы
Если абстрагироваться от возможной коррупционной составляющей в случаях повторного оформления протоколов за пьяное вождение, то, как отмечает руководитель компании по залоговым аукционам Виталий Ермаков, схема последующей работы с автомобилем будет примерно такой же, как в Белоруссии.
В Белоруссии раз в месяц проводятся аукционы, на которых продаются такие автомобили. Желающих купить автомобиль с большим дисконтом много: государству невыгодно держать автомобиль на спецстоянке долго, чинить его, обслуживать. Проще продать его как есть. При этом я знаю, что в РБ в отдельных случаях в аукционах участвуют родственники осуждённых судом водителей и выкупают машины обратно. Пользуются транспортом после аукциона или нет — сказать нельзя, но за вождение в пьяном виде водитель однозначно несёт наказание
Виталий Ермаков
Руководитель компании по проведению залоговых аукционов
Ермаков пояснил также, что практика конфискации автомобилей широко распространена в Китае, Японии, Филиппинах, Малайзии, Сингапуре и в целом ряде стран, где в отношении отдельных правонарушений действует принцип нулевой терпимости.
Белоруссия за много лет такой практики показывает неплохие результаты: за первые пять лет, насколько мне известно, после введения конфискации за повторную езду в пьяном виде, количество нетрезвых водителей за рулём снизилось на 20 процентов. Есть вероятность, что если этот закон заработает у нас, то водители будут бояться не только повторного нарушения, но и первого. Но будет ли пересмотр норм алкоголя в крови, придётся ли “дуть в трубочку” или сразу нужно будет ехать на экспертизу? Вопросов много
Виталий Ермаков
Руководитель компании по проведению залоговых аукционов
Юристы отмечают, что законопроект призван проинформировать “широкие слои населения” о том, что будет, если водитель попадётся пьяным за рулём. Инспекторы ГИБДД в этом смысле будут выполнять лишь роль оператора, который фиксирует нарушение. Если водитель за рулём и пьян, а автомобиль исправен и не лежит на обочине в луже с маслом и бензином, то не важно, кто собственник машины. Того, кто был за баранкой, отправят в суд, а весь доход с продажи автомобиля государство оставит себе.
Источник