Не лишайте детей сказки
«Театр + Музей». Проект под таким названием стартует в Ростове 10 сентября. Его цель – познакомить детей с миром русской сказки, традициями, историей.
Собрание команды проекта в ростовской школе № 99. С ней «Театр + Музей» сотрудничает особенно тесно, как и с ростовским детским садом № 19.
Путь к мечте
«Театр + Музей» появился благодаря стараниям многих работников искусства и педагогов. Но у основания стоял один человек – в прошлом учитель физики Виктория Дуленко. В 2011 году задумалась над тем, как мало сегодня ребятня соприкасается с миром русской сказки.
Дети всегда развивались благодаря сказкам: слушали их, повторяли, читали, проигрывали сказочные сюжеты, сами их выдумывали, рисовали, фантазировали, пытаясь создать шапку-невидимку или ковер-самолет, примеряли на себя образы Ильи Муромца или Василисы Прекрасной. А теперь многие ни о чем подобном и не слышали даже. Ведь со сказкой маленького человека должны познакомить взрослые, как правило, родители, а они это делают не всегда: кто не считает нужным, кто не успевает. В итоге ребенок становится «Иваном, не помнящим родства» (ведь в сказках заложено все то, что дошло к нам от предков). Не развивается как объект социума, личность, потому что сказки позволяют пережить вместе с героями и горе, и радость, они показывают, как справляться с трудностями, почему нельзя быть подлым и злым… Обдумав все это, Виктория решила создать… интерактивный музей сказок. В нем ребенок погрузился бы в сказочный мир, расширил познания об истории народа, его быте, достижениях.
Виктория пыталась донести свою идею до чиновников, предпринимателей. Везде слышала одобрение, но дальше этого дело не шло.
Тогда Виктория зарегистрировала автономную некоммерческую организацию «Детский культурно-просветительский центр «Русская Сказка». Так о себе можно громче заявить, участвовать в конкурсах и получать гранты. А еще через какое-то время встретилась с Галиной Лезиной, на тот момент она работала старшим научным сотрудником музея. Галина стала первым человеком, который не только посочувствовал идее, но и начал реально помогать ее воплощению. Потом к Виктории стали притягиваться единомышленники, среди них – артисты, художники, педагоги.
Вместе они ездили по школам, знакомили детей с ремеслами, которыми занимались наши предки, играми, устраивали конкурсы. В этом году центр «Русская Сказка» получил президентский грант, благодаря чему и удалось воплотить проект «Театр+Музей». Он имеет несколько направлений.
Музей Сказочных Чудес
Приходит ребенок в здешний музей, а ему Баба Яга экскурсию по своей избушке проводит: как в ней что устроено. Расскажет, как топили избу по-черному, какие травы и почему собирали. Покажет эти травы, даст понюхать, потрогать, а потом вместе с ребятами заварит чай. Можно здесь куклу-травницу сделать, домой ее потом забрать. Есть здесь и прялка, на которой можно прясть, и ступка с пестиком, и ухват с чугунком.
– Важно, чтобы ребенок мог трогать вещи руками, чтобы пробовал ими воспользоваться, – рассказывает Галина Лезина. – Причем хорошо, если все это будет частью постановочной программы или какой-то игры.
Галина Лезина много лет работала музейным педагогом в Волгодонском художественном музее и знает, как лучше рассказать детям о русской истории. Нужно, чтобы ребенок мог сопереживать героям, людям, жившим до него, – тогда информация врежется ему в память. Хорошо помогают в этом былины и сказки.
Музейный театр «КоЛоКольЧик»
«Театр + Музей» знакомит с русской традицией кукольного театра. Здесь можно не только увидеть кукольные представления, но и поучаствовать в них.
Для педагогов открыты подкурсы по организации кукольного театра (все официально, с дипломом гособразца). Ведет их Людмила Иванцова, преподаватель Донского педагогического колледжа. 25 лет назад она организовала в колледже кукольный театр «Золотой ключик» и теперь делится своими наработками с желающими.
Организуют в «Театре + Музее» театральный кружок для школьников, будут устраивать конкурсы, проводить концерты, праздники отмечать. И все в рамках проекта – бесплатно.
Располагается «Театр + Музей» в Ростове по адресу: ул. Волкова, 41/2. Более подробную информацию можно получить на сайте www.rus-skaz.ru.
Источник
Собрание команды проекта в ростовской школе № 99. С ней «Театр + Музей» сотрудничает особенно тесно, как и с ростовским детским садом № 19.
Путь к мечте
«Театр + Музей» появился благодаря стараниям многих работников искусства и педагогов. Но у основания стоял один человек – в прошлом учитель физики Виктория Дуленко. В 2011 году задумалась над тем, как мало сегодня ребятня соприкасается с миром русской сказки.
Дети всегда развивались благодаря сказкам: слушали их, повторяли, читали, проигрывали сказочные сюжеты, сами их выдумывали, рисовали, фантазировали, пытаясь создать шапку-невидимку или ковер-самолет, примеряли на себя образы Ильи Муромца или Василисы Прекрасной. А теперь многие ни о чем подобном и не слышали даже. Ведь со сказкой маленького человека должны познакомить взрослые, как правило, родители, а они это делают не всегда: кто не считает нужным, кто не успевает. В итоге ребенок становится «Иваном, не помнящим родства» (ведь в сказках заложено все то, что дошло к нам от предков). Не развивается как объект социума, личность, потому что сказки позволяют пережить вместе с героями и горе, и радость, они показывают, как справляться с трудностями, почему нельзя быть подлым и злым…
Обдумав все это, Виктория решила создать… интерактивный музей сказок. В нем ребенок погрузился бы в сказочный мир, расширил познания об истории народа, его быте, достижениях.
Виктория пыталась донести свою идею до чиновников, предпринимателей. Везде слышала одобрение, но дальше этого дело не шло.
Тогда Виктория зарегистрировала автономную некоммерческую организацию «Детский культурно-просветительский центр «Русская Сказка». Так о себе можно громче заявить, участвовать в конкурсах и получать гранты. А еще через какое-то время встретилась с Галиной Лезиной, на тот момент она работала старшим научным сотрудником музея. Галина стала первым человеком, который не только посочувствовал идее, но и начал реально помогать ее воплощению. Потом к Виктории стали притягиваться единомышленники, среди них – артисты, художники, педагоги.
Вместе они ездили по школам, знакомили детей с ремеслами, которыми занимались наши предки, играми, устраивали конкурсы. В этом году центр «Русская Сказка» получил президентский грант, благодаря чему и удалось воплотить проект «Театр+Музей». Он имеет несколько направлений.
Музей Сказочных Чудес
Приходит ребенок в здешний музей, а ему Баба Яга экскурсию по своей избушке проводит: как в ней что устроено. Расскажет, как топили избу по-черному, какие травы и почему собирали. Покажет эти травы, даст понюхать, потрогать, а потом вместе с ребятами заварит чай. Можно здесь куклу-травницу сделать, домой ее потом забрать. Есть здесь и прялка, на которой можно прясть, и ступка с пестиком, и ухват с чугунком.
– Важно, чтобы ребенок мог трогать вещи руками, чтобы пробовал ими воспользоваться, – рассказывает Галина Лезина. – Причем хорошо, если все это будет частью постановочной программы или какой-то игры.
Галина Лезина много лет работала музейным педагогом в Волгодонском художественном музее и знает, как лучше рассказать детям о русской истории. Нужно, чтобы ребенок мог сопереживать героям, людям, жившим до него, – тогда информация врежется ему в память. Хорошо помогают в этом былины и сказки.
Музейный театр «КоЛоКольЧик»
«Театр + Музей» знакомит с русской традицией кукольного театра. Здесь можно не только увидеть кукольные представления, но и поучаствовать в них.
Для педагогов открыты подкурсы по организации кукольного театра (все официально, с дипломом гособразца). Ведет их Людмила Иванцова, преподаватель Донского педагогического колледжа. 25 лет назад она организовала в колледже кукольный театр «Золотой ключик» и теперь делится своими наработками с желающими.
Организуют в «Театре + Музее» театральный кружок для школьников, будут устраивать конкурсы, проводить концерты, праздники отмечать. И все в рамках проекта – бесплатно.
Располагается «Театр + Музей» в Ростове по адресу: ул. Волкова, 41/2. Более подробную информацию можно получить на сайте
www.rus-skaz.ru.
Источник
На вопрос малыша, существует ли Дед Мороз, взрослые отвечают “да” , уверенные, что лукавят. Но так не хочется лишать ребенка сказки. А может быть, пора рассказать правду?
Если спросить об этом дошколят, то, скорее всего, ответом будет дружное «Да!», младшие школьники начнут с сомнением качать головой. Взрослые же согласятся с героем Александра Грина, который сказал: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…»
Эти слова Артура Грея, героя феерии “Алые паруса”, стали крылатыми.
Родители берут на себя в новогоднюю ночь роль добрых волшебников, чтобы порадовать своих малышей, нетерпеливо спешащих к елке в поисках долгожданных подарков.
С другой стороны, сказочного деда с белой бородой можно увидеть на каждом новогоднем празднике, получить подарок, который он достанет из своего огромного мешка, сфотографироваться с ним. Вот он – живой, настоящий! Так думают малыши. С возрастом они понимают, что таких волшебников много, и в детском сердце зарождается сомнение: есть ли Дед Мороз на самом деле?
Прототипом современного Деда Мороза можно назвать героя славянской мифологии, божество, которое «отвечало» за наступление зимних холодов. У разных славянских племен именовался он по-своему: Зимник, Снеговей, Трескун, Карачун, Студенец и, кстати, Мороз. Именно он замораживал реки и озера, насылал стужу и ледяные ветры с метелями, укрывал землю снегом. Как и любое божество, мог Мороз быть не слишком благосклонен к людям: и озимые морозил, и хлев мог выстудить, и колодцы льдом сковывал, и дороги сугробами непроходимыми заносил.
Словом, характером он не слишком походил на привычного для современного человека добродушного дедушку Мороза. А вот внешне был похож: славяне представляли его высоким и крепким стариком с длинной бородой. Этот образ можно встретить и в литературных произведениях. Таков, к примеру, Мороз Иванович в сказке В. Одоевского «Морозко» и герой поэмы А. Некрасова «Мороз, красный нос».
Так что, если считать Мороза духом холода и зимы, как это делали предки-славяне, то можно сказать, что он действительно существует: ведь каждый год приходят зимние холода, мороз сковывает землю и укрывает ее снегом до будущей весны. Законы природы постоянны, и силы, отвечающие за них, действуют неизменно.
Дед Мороз – ожившая сказка
Но как быть с привычным персонажем? В качестве дарителя подарков из леса старик Мороз начал появляться на новогодних и рождественских праздниках в России в конце XIX века, но широкой популярности завоевать не успел. Произошла революция, и более чем на четверть века Новый Год и Рождество оказались под запретом. Считалось, что советской России такие праздники не нужны.
В 30-х годах партия решила вернуть детям традицию водить хоровод у новогодней елки (о Рождестве, разумеется, не вспоминали).
Первая Кремлевская елка прошла в 1937 году.
Тогда-то и возник из небытия этот полузабытый сказочный персонаж, за которым прочно закрепилось имя Деда Мороза. Он стал главным героям детских праздников, раздавал подарки детям и заметно подобрел. Полюбили ребята и его помощницу, Снегурочку, которая постепенно из его дочки (например, в одноименной сказке Н. Островского) превратилась во внучку.
Сейчас трудно представить новогодний праздник без Деда Мороза. Добрый старик с посохом и длинной бородой может и домой придти, чтобы поздравить малышей. А в 1999 году он обрел официальную «прописку». В Великом Устюге была открыта резиденция Деда Мороза. Сейчас круглый год там проводятся экскурсии, во время которых малыши и их родители могут прогуляться по сказочному лесу, посмотреть увлекательное представление, пройтись по комнатам его терема и, конечно, познакомиться с самим добрым волшебником. И сомнений не остается: Дед Мороз действительно существует
Спасибо за просмотр данной статьи, надеюсь она тебе хоть чем-чем-то помогла.
Подпишись на меня, и поставь лайк.
Я [B]контакте: vk.com/hanake
Источник
Генрих Дик «Пьесы для детских и юношеских театров»
В тёмные времена хорошо видно светлых людей.
Э.М. Ремарк
В современной мировой литературе мало пишется и издаётся сказок. А если и пишутся сказки, то в них есть множество недостатков. Одним из главных является отсутствие запоминающихся образов и персонажей. Далее следует пренебрежение писателя к сюжету, который бы был построен не на авантюрных ходах взятых прямо из мира людских отношения, как это уже отработанно, например, в американской киноиндустрии, а на исследованиях глубин национальной народной жизни и понимании заветных представлений и созерцаний любимых образов и идеалов её. Все современные сказки как правило стилизованы и в этой стилистике отсутствует погружение в существо сказки и, как следствие, потеря глубины при внешней форме. А часто в сказку добавляются реалии современной жизни, которые совершенно уничтожают глубинную поэзии сказки.
Как важно беспокоиться во времена «информационной эпидемии» о детях всего мира. У них есть законное право не знать. В России, до определённого времени, а если быть точным, в дореволюционной России, Советской России до начавшейся «Перестройки», не рассматривали этот вопрос, как вопрос актуальный, ибо сама атмосфера социальной жизни в области воспитания человека была высоко нравственной. Это витало в воздухе и было естественным свойством каждого члена общества. Все эти ограничения, связанные с присвоением различным публичным материалам 6+, 12+ и так далее – имеют важное значение в новое, «свободное от условностей» время, но мало кто задумывается над глубокими последствиями их неисполнения.
Ребёнок должен быть счастлив в детские годы своей жизни. Он должен развиваться, получая положительный опыт в каждый период своего взросления до совершеннолетия. Охранной грамотой детства являются опыт и знание жизни его любящих родителей, продуманная в воспитательном отношении система начального и среднего образования, – эта генетическая матрица культуры, – глубокие традиции, основанные на верованиях народа. Но мы видим, что все эти институты полностью или частично разрушены. Над душами детей имеют власть якобы неконтролируемые средства массовой информации, разрушающие не только самоидентичность сознания ребёнка в отношении своего народа и национальной культуры, но поселяют в ребёнка страх и ужас от предстоящей жизни, наполненной коварством, ненавистью, предательством, убийствами и смертью. И нет ощущения света в этом запредельном мраке для идеалистического сознания ребёнка, который естественно верит, что добро всегда побеждает зло. Это происходит повсеместно и в мировом масштабе.
Мы знаем великие образцы писателей прошлого, ставших достоянием мировой литературы, воспитавших многие поколения детей в разных странах мира. Братья Гримм – лингвисты и исследователи народной культуры в Германии. Они собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки Братьев Гримм», которые стали известны и любимы во всём мире.
Ханс Кристиан Андерсен – поэт и прозаик, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых в Дании.
Павел Петрович Бажёв – прозаик, фольклорист, публицист, написавший знаменитые сказки «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», в России.
Вильгельм Гауф – немецкий писатель и новеллист, написавший сказки «Карлик нос», «Холодное сердце», «Маленький Мук» и другие.
Русские народные сказки, издаваемые огромными тиражами и сказки русских писателей на темы русских народных сказок. Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой. Перечислять можно бесконечно. Писатели видели в народной сказке тайну безличного непосредственного творчества, совершенно лишённого авторского эгоизма! И самым близким к этому идеалу творчества был Александр Сергеевич Пушкин, душу которого Фёдор Михайлович Достоевский в знаменитой речи на открытия памятника Великому национальному поэту, назвал всемирно отзывчивой!
Недаром, Дмитрий Сергеевич Лихачёв где-то сказал, что сказки Пушкина влияют на душу ребёнка как вся педагогика вместе взятая.
Писатели сказочники всего мира понимали охранительные свойства литературы для воспитания духовно здорового ребёнка и несли эту личную ответственность за высказанное слово, понимая, что чтение связано с мышлением человека… Дать детям то, что им необходимо в определённые периоды их взросления может только писатель-мудрец. Великие сказочники мира были мудрецами.
Насколько я был удивлён, когда в мои руки попала книга современного российско-немецкого писателя, поэта, драматурга, переводчика, журналиста, издателя, общественного деятеля, большого друга нашей страны Генриха Дика «Тайны чёрного замка» (Пьесы для детских и юношеских театров). Удивительный «томик», так ласково любит говорить сам Генрих об изданных книгах, поразил меня всеми достоинствами, присущими сказкам мирового уровня. Генрих подлинный мудрец. В пьесе «Тайны чёрного замка», он проводит детей через испытания, своего рода инициацию, и преодолев слабые свойства своих характеров, они побеждают себя, отвергают зло и исполняются чувствами дружбы и возвышенной любви, готовой себя принести в жертву ради другого.
Какие удивительные, лаконичные фразы встречаются в этой сказочной пьесе. Король беседует с одним из героев, выбравших самое сложное задание из трёх предложенных:
Король
Ступайте! Большой и сильный ждёт встречи с вами. Возьмите мой лучший меч. Возможно, он вам пригодится.
Александр
Благодарю, Ваше Величество. Вы так добры.
Король
Доброта – гнездо, где часто дремлет лукавство. Не доверяйте тем, кого не знаете.
И ещё один великолепный диалог, состоявшийся между героиней и бабочкой:
Бабочка
Но если вы его любите, то вам придётся измениться.
Варвара
Я здесь потому, что собираюсь это сделать.
Бабочка
Замечательно. Тогда ещё не всё потеряно. Возможно, вы действительно станете королевой. Тут рядом живёт в домике гном, который очень много знает. Вероятно, он подскажет вам, где тот, кого вы любите.
Варвара
Спасибо. Прощайте.
Бабочка
До свидания. Запомните, принцесса, если вам говорят то, что вы хотите услышать, то вам надо проверить, не беседуете ли вы сами с собой.
Сколько благородства и сдержанности в этих милых и мудрых диалогах! Вообще язык пьес-сказок прекрасен, лаконичен, возвышен и точен.
Чем же заканчивается пьеса «Тайны чёрного замка»? Здесь нет назидания, нет сентенций, которые так не любит читатель, ибо именно в них и кроется отвратительный авторский эгоизм. Пьеса заканчивается живым диалогом:
Александр
Было страшно. Но я многому в этом чёрном замке научился.
Макс
Я счастлив, что там побывал. Но ещё раз я туда не пойду.
Варвара
Только теперь я поняла, что нельзя жить с сознанием принцессы. Если хочешь стать настоящей королевой, то нужно избавиться от эгоизма и самоуверенности.
Александр
А самое главное – мы поняли, что должны держаться вместе.
(Все берутся за руки).
Так заканчивается пьеса.
«Странник Кранц», третья пьеса этого томика, наполнена удивительным воображением Генриха Дика, его совершенно детским погружением в тот мир, который он так органично творит.
Я попытался проанализировать откуда в Генрихе Дике это внутреннее устроение, которое позволяет ему с кажущейся лёгкостью изображать этих удивительно чистых героев, проводя их отеческой рукой по ступеням к правильному взрослению? Генрих родился в 1955 году в СССР и жил до 1993 года. Разумеется, он учился в советской школе, которая была источником университетских знаний и воспитательницей, наставившей на путь многие поколения советских детей. Генрих, видимо, был прилежный ученик, как всякий немец. В 1979 году Генрих окончил Пермский государственный университет и получил профессию юриста. Таким образом, Генрих прилежный воспитанник Советской педагогической школы!
Вторая стихия, питающая неоскорблённую часть души писателя (М. Пришвин), это живая принадлежность к Христианству.
И последняя стихия – талант художника, чувство слова, его потрясающий вкус и присутствие неповторимого стиля!
Я приведу только несколько высказываний из публичных выступлений Генриха Дика, чтобы у читателя сформировалась полная картина о нём:
«Язык – душа народа. Люди, которые полностью переходят на язык другой страны, могут очень легко воспринять его духовную составляющую. Они начинают меняться – это неизбежно. Поэтому с такой живостью немецкие дворяне, которые переходили на русский язык, принимали православие, становились частью русской аристократии. Были тогда люди заявившие о немецком засилье. Но не было никакого засилья. Эти немцы в российской армии, при дворе были частенько более русскими, чем коренные дворяне. В этом нет феномена, если вспомнить, что некоторые классики литературы России были немцами полностью или частично»…
«Мне близок русский язык, но немецкий жив в моей душе. Когда такое происходит, то ты оказываешься человеком, который имеет две души. Это, вероятно, не всегда хорошо. Но для меня это свойство оказалось очень полезным»…
Рассказы, стихи, сказки Генриха Дика во все периоды его литературной деятельности публиковались на русском и немецком языках во многих сборниках литературных обществ России и Германии.
«Поэты и писатели, по моему мнению, – пишет Генрих Дик, – должны помнить об одной важной вещи. И эта вещь такая очевидная, что, казалось бы, все её должны понимать. Но я уже много раз убеждался, что очевидные понятия становятся запутанными, когда речь идёт о величии. Что важнее величие или человеческая жизнь? С точки зрения здравого смысла, разумеется, человеческая жизнь важнее. Но почему мы с такой лёгкостью отодвигаем в сторону любую информацию о страшных преступлениях, когда речь идёт о величии державы, какой-то личности…
Например, Фёдор Достоевский писал:
«Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит на вопрос Фауста: «Кто он такой?» – «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное: «Я часть ой части целого, которая вечно хочет, жаждет, алчет добра, а в результате его деяний – одно лишь зло».
Большинство людей хотят величия не только для себя, но и для своей державы, для тех, кто ей руководит… И убийства никогда не прекратятся, пока люди будут соединять жажду славы для себя, для своей державы, для своего народа… с жаждой добра.
Добро не нуждается в величии, оно ищет любви»…
Творчества, дорогой Генрих, во славу Творца, на благо подрастающему поколению всех детей мира, которые через слово правды станут счастливыми. А кто счастлив, тот светел, и может этим светом поделиться с другими.
От редакции: книгу Генриха Дика “Тайны чёрного замка” можно приобрести в издательстве “Серебро слов” https://www.tvoyakniga.ru/magazin/magazin/554/
Источник