Не лишайте человека иллюзий

Иллюзии — это ложные представления о самих себе, искаженная реальность, которую мы принимаем за истину. Они мешают нам быть объективными и адекватно воспринимать происходящее. Многие из нас живут в мире заблуждений. Первые иллюзии мы получаем еще в детстве от родителей и ближайшего окружения. Как мы создаем иллюзии? Как избавиться от иллюзий? В статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Метафорой иллюзии может служить кривое зеркало. В комнате смеха кривые зеркала используют для развлечения. В обычной комнате искривленное отражение может испугать, а не насмешить. Вот такая она, иллюзия, способная привести к казусным и печальным последствиям. Иллюзия — это искажение. Если судить о реальности по искаженным отражениям, то выводы будут далеки от истинного положения вещей.

Многие люди прекрасно знают об опасности иллюзии, и всё же находятся в её власти. Иллюзии фокусника, выпускающего на представлении голубей из рукава и кроликов из шляпы, вполне безобидны в сравнении с заблуждениями некоторых зрителей. Иллюзионист отыграет представление и уберет реквизит в ящик. Многие люди годами искажают свою реальность. Сколько сердец разбито из-за того, что обычное дружелюбие и вежливость принимаются за знаки особенного внимания. Сколько сил и времени было потрачено напрасно на достижение ложных целей. Многим слишком дорого обошлась истина, что не всё в этом мире складывается так, как им хочется.

Иллюзия уничтожает самый ценный ресурс человека — время. Человек отдал всю жизнь работе. Но вот его отправляют на пенсию. Его уход никак не отразился на деятельности компании. На место пенсионера приходит трудиться другой человек. Коллектив быстро привык к новому сотруднику. О пенсионере не вспоминают. Человек работал в выходные, оставался на работе после окончания рабочего дня, считал себя незаменимым. Прозрение пришло довольно поздно. Человек понял, что время, которое он проводил за работой, мог бы посвятить своим детям. Если бы он провёл сверхурочные часы, гуляя в парке, приобрёл бы гораздо больше. Маркетологи часто утверждают, что предлагают не товар, а комфорт и безопасность, уют и радость. Похоже, что это случай торговлей иллюзиями. Одним из элементов финансовой пирамиды является иллюзия. Иначе, зачем бы людям доверять свои деньги бизнесменам с сомнительной репутацией, а голоса — политикам-популистам?

Как получилось, что иллюзия овладевает нашим разумом? Должны же быть у сознания защитные механизмы. Как иллюзии удается обходить их? А у неё есть проводники. Наши родители открывают ей ворота. Ребенок отправляется играть в песочницу и вдруг обнаруживает, что другие дети не собираются делиться с ним игрушками по первому его требованию, не принимают в игру. Он жалуется матери или отцу. Они убеждают его, что он самый лучший ребенок на свете. Они не хотят, чтобы их дитя огорчалось, и защищают его, как умеют. Рефреном звучит, что он самый замечательный. Дома любое движение или намерение ребенка вызывает восхищение у взрослых. В детском саду ребенок выясняет, что, он рисует не лучше всех. Он узнаёт, что не единственный может прочесть стихотворение, что лучшая роль в детском спектакле отдана не ему. В школе ему не даётся математика, а сосед по парте решает задачи, не прилагая к этому особых усилий. Родители стремятся поддержать ребенка. Они продолжают внушать ему, что он самый лучший на свете. В этот период создаётся самооценка ребенка. Родители наверняка хотят, чтобы она была адекватной. И вовсе не намереваются создавать для ребенка иллюзии. Каждой матерью, когда она говорит своему ребенку, что он самый лучший, руководит любовь. Но чрезмерная опека, отразившись в кривом зеркале иллюзии, вместо уверенности в своих силах приводит к беспомощности.

В начальный период у детей превалирует мнение, что их родители самые умные, добрые, сильные люди. Они могут всё: защитить, помочь, решить, накормить, успокоить, ободрить. У ребенка создается иллюзия в могуществе родителей. Это вполне естественно для маленьких людей, которым не хватает жизненного опыта. У ребенка мало навыков. Не удивительно, что вдеть нитку в иголку кажется ему серьёзным достижением. Для ребенка нет особой разницы между работой с дрелью и запуском космического корабля. И отец, производящий ремонт в доме, и люди, создающие ракету, одинаково кажутся малышу волшебниками. Взрослые умеют устраивать фейерверк и готовить обед. Они зарабатывают деньги и покупают игрушки, одежду. Родители не спешат разубеждать детей в этом. И дело совсем не в том, что им нравится быть всемогущими существами. Они хотят, чтобы ребенок не испытывал тревоги или чувства страха. Каждый родитель стремится дать своему ребенку безопасность. Родители надеются, что ребенок постепенно расстанется с иллюзиями. В большинстве случаев так и происходит. Учителя тоже кажутся детям особыми людьми. Они так много знают. На их авторитет работает школа. В их подчинении находится целый класс.

Иллюзии имеют свойство разбиваться. Однажды ребенок понимает, что его родители далеко не такие всемогущие, какими он себе их представлял. Обнаруживается область, в которой родители не могут помочь. Учитель не смог ответить на вопрос, поступил несправедливо по отношению к ученику. Для ребенка становится открытием, что взрослые тоже совершают ошибки.
Иногда иллюзии закрепляются в представлении ребенка о взрослых. В этом случае велика вероятность, что человек, повзрослев, всегда будет слепо верить в авторитет людей, стоящих выше него на карьерной лестнице. Он будет считать, что начальство вправе решать его судьбу. Ещё одно следствие закрепленных иллюзий — некритичность к поступкам и распоряжениям других людей.

Читайте также:  Деготь при лишае у кошек

Всемогущество взрослых — не единственное испытание иллюзиями. У многих подростков впереди иллюзии, связанные с любовью, дружбой, карьерой. Любовь не всегда бывает взаимной. Случается, мы считаем, что можем рассчитывать на помощь человека, а его не оказывается рядом с нами в трудную минуту. Многие убеждены, что будут успешными и знаменитыми людьми, не думая, что успех складывается не из одной уверенности и желания, а из многих составляющих: способностей, стартовых условий, трудолюбия и др. У многих есть способности к математике, рисованию, музыке. Но внушать себе мысль о том, что карьера сложится сама по себе, неразумно и опасно. Так порождают иллюзии.

Результаты многих психологических экспериментов демонстрируют зависимость испытуемых от мнения других людей. Суть тестов сводится к тому, что испытуемому сперва предлагают самостоятельно оценить какие-либо параметры. Затем, когда у него уже сложилось своё мнение о вопросе, несколько человек утверждают обратное убеждению респондента. В большинстве случаев испытуемый начинает сомневаться в своих вариантах ответов. Часто он изменяет своё мнение и соглашается с большинством. Стереотип, что большинство не может ошибаться, приводит к тому, что человек под воздействием этой иллюзии забывает о частном случае. Чтобы избавиться от этого наваждения, нужно реально оценить свои способности, возможности, определиться с целями. Другая серия экспериментов предлагает испытуемым описать один и тот же предмет или явление независимо друг от друга. Сопоставив результаты, легко заметить, что каждый видит этот мир по-своему. Наша реальность не обязательно такая же, как у наших знакомых, близких.

Иллюзии — бегство от реальности. Избавившись от одних иллюзий, мы часто создаём новые. Некоторые из нас слишком болезненно воспринимают реальность. Одно из условий достижения цели — верная оценка ситуации, возможностей. Иллюзии — путь к фрустрациям. Неверная оценка ситуации, возможностей ведёт к ошибке. Ровесники, трезво относящиеся к реальности, создают семьи, занимаются делом. А мечтатель, создавший себе вымышленный мир, находится в счастливом бездействии, убежденный, что вот-вот подвезут счастье. Отказаться от иллюзий ему страшно. Они становятся щитом, за которым ему удобно прятаться. Принимая желаемое за действительность, мы привыкаем к мысли, что у нас уже есть то, чего мы хотим. Находиться в этом состоянии очень комфортно. Разрушение иллюзий можно сравнить с психологическим торнадо. Однажды человек обнаруживает, что выдуманного им мира не существует. Состояние осложняется осознанием, что впустую потрачено время. Трудно признаваться себе, что ты не самый красивый, умный. Человек, лишившийся иллюзий, иногда впадает в крайность. Утрату иллюзий он переживает, как потерю чего-то реального. Но душевную боль при этом человек испытывает самую настоящую. Иллюзии защищали, служили поддержкой. Человек, как лиана, лишившись поддержки, оказывается на земле.

Человеку, подверженному иллюзиям, сложно воспринимать реальность такой, какая она есть. У него не сложились критичные взгляды. Он боится разочарований, но умеет строить иллюзии. Велика вероятность, что он начнёт продуцировать новые иллюзии на смену прежним. Но есть другие варианты: решать существующие проблемы, трезво оценивать ситуацию, рассчитывать на свои силы, оперировать только существующими возможностями. В денежном отношении это называется «жить по средствам».

Ожидание счастья крадет у человека время. Он не предпринимает никаких усилий для реализации планов. У него вообще нет никакой стратегии действий. Он рассказывает себе, как хорошо у него все сложится в ближайшем будущем. Нужно только не отвлекаться на хлопоты и ждать. Как избавиться от иллюзий? Разобраться с причинами, не позволяющими принять себя таким, какой есть. Мы все хотим нравиться окружающим. Это вполне естественное желание. Но при этом нужно помнить, что человек не может и не должен нравиться абсолютно всем. Иллюзия служит укрытием от несправедливости. Но в этом мире не стоит ожидать справедливости. Иллюзия обещает отмщение обидчику. Месть — всегда бессмысленное деяние. Это напрасная трата ресурсов. Иллюзия обещает исполнение желаний. Но не каждому удастся заработать миллион. Определитесь со своими способностями, поставьте реальные цели. Отведите на осуществление планов определенное время. Если по истечении сроков вы не видите результатов, то следует изменить планы. Хобби — одно из прибежищ мечтателей. Если не удалось стать великим артистом, можно играть в любительском театре. Это и есть реальность. Вкус настоящего яблока можно почувствовать. Вымышленные фрукты остаются в воображении мечтателя, а реалисты в это время возделывают свой сад.

Источник

Нельзя потерять то, чего нет. Нельзя разрушить то, что не построено. Можно лишь развеять иллюзию того, что кажется реальным.

Мир, который мы видим, — это мир, нарисованный нашими мыслями. Предметы, которые нас окружают, люди, с которыми мы общаемся, наши душевные состояния и переживания — это лишь бледные отражения наших мыслей. Когда-то об этом писал греческий философ Платон. Однако это вовсе не философия. Это то, что мы ощущаем и чем мы живем. Мы живем бледными отражениями мыслей.

Некоторые читатели могут не согласиться с этим. «Как же так? — скажут они. — Если я вижу стол или стул, то я вижу не какие-то идеи или мысли, а вполне конкретные предметы. И если стул упадет мне на ногу, то сама нога подтвердит мне физическую реальность этого стула!» — Таково наше мышление на уровне обыденного сознания.

Однако много ли возможностей и счастья дает нам наше обыденное сознание? Обыденное сознание — это не то, что нам нужно. Это слишком мало для того, чтобы человек мог успешно использовать свою жизнь. Если мы хотим достичь чего-то большего, чем ежедневный обед и мягкая подушка на ночь, мы должны кроме обыденного сознания вооружиться фактами, логикой и системой научного мышления.

Читайте также:  Ламизил при лечении лишая у кошек

Что же говорят относительно воспринимаемой нами реальности факты и наука?

Мы говорим, что если стул упал нам на ногу, то это неопровержимо свидетельствует о его физической реальности. Но что же можно сказать, если мы вспомним метод обезболивания во время хирургических операций А. Кашпировского? Можно ли сказать, что если нет боли, то нет и скальпеля?

Обезболивание происходит путем словесного внушения, и, кстати сказать, владеет этим методом не один лишь Кашпировский. Разве отсутствие болевых ощущений является свидетельством нереальности скальпеля и хирургических операций? Или, например, болгарские и австралийские знахари, которые умеют ходить по пылающим углям костров, Разве отсутствие ожогов на их ногах свидетельствует о нереальности этих костров, о которые может обжечься любой другой человек?

С другой стороны, известны христиане-стигматики, у которых еженедельно в день распятия Христа открываются раны на ладонях, где, по их мнению, при распятии были забиты гвозди. Никакие предметы не ранят их ладони, но раны появляются. Где же те гвозди, которые оставляют эти раны? Где реальность этих гвоздей? Их реальность — в ментальном поле. Ментальные гвозди могут ранить гораздо сильнее, чем гвозди физические.

Здесь следует разобрать еще одно недоразумение, бытующее в сфере обыденного сознания.

Почти все люди, не знакомые с современной психологией, уверены, что органы чувств человека действуют так же, как и физические приборы. Например, зрение. Считается, что хрусталик глаза, так же, как стеклянные линзы в оптике, проецирует изображение на сетчатку, а с сетчатки изображение передается (примерно так же, как в телекамере) по нервам в мозг (который, вдобавок ко всему, отождествляется с сознанием). При таком нелепом понимании зрения и восприятия вообще немудрено предположить, что наше сознание непосредственно имеет дело с физической реальностью.

На самом деле глаз «ощупывает» оптические объекты. Так же, как рука ощупывает в темноте незнакомые объекты осязания. И рука, и глаз, аналогично другим органам чувств, таким образом собирают определенные данные об объектах восприятия — так называемый «сырой сенсорный материал». В принципе, сознание может построить из этого сенсорного материала все, что угодно. Любые объекты и любые реальности. Разные люди, глядя в одну сторону, видят одни и те же объекты. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о реальности данных объектов. Скорее, он свидетельствует об одинаковых ментальных структурах, одинаковых установках восприятия, создающих из сенсорного материала в сознании различных людей одинаковые образы окружающего мира.

Профессор В. П. Зинченко так характеризует процесс восприятия: «…в процессе ознакомления с объектом, наблюдатель начинает выделять одно свойство или небольшое число свойств в качестве наиболее информативных. Иными словами, он превращает некоторые свойства предметов (или комплексы свойств) в оперативные единицы восприятия. Под оперативными единицами восприятия следует понимать содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи.

Такими единицами могут стать, например, градации яркости, очертания, другие признаки предметов или их комплексы, целые предметы и наконец совокупности предметов и отношения между ними». Можно сказать, что в процессе восприятия объекта формируется новое представление. Но оно формируется не на пустом месте.

Оно может быть сформировано только в такой форме, которая соответствует уже имеющимся представлениям, которая может вписаться в их систему, в мировосприятие и в мировоззрение человека. Мы уже видели, что представления человека отражают потребности человека и его врожденные и приобретаемые формы поведения. Потребности, формы поведения и представления взрослого человека окончательно формируются в процессе общения, в процессе и по мере овладения языком человеческой речи.

«Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и ввосприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является простой суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта».

Следовательно, человек видит не только и не столько то, что у него перед глазами, сколько то, что находится перед его мысленным взором. Человек видит прежде всего то, о чем он думает, а перестать думать обычный человек не может ни на мгновение.

Причем, слово «думать», как мы уже выяснили в начале нашего изложения, означает то, что человек не управляет мыслями, а находится в их власти, во власти слов, являющихся носителями этих мыслей. Например: «Когда говоришь взрослым; «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби» — они никак не могут представить себе этот дом. Мм надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», и тогда они восклицают: «Какая красота!».

Многие скажут, что Антуан де Сент-Экзюпери гиперболизирует, но на самом деле здесь нет ни малейшего преувеличения. Люди видят не то, что у них перед глазами, а то, что находится перед их мысленным взором. Люди смотрят не глазами, а мыслями, постоянно идущими через их сознание и приобретающими форму внутреннего диалога.

Читайте также:  Народная медицина разноцветного лишая

Человек не видит физическую реальность, человек видит ментальную реальность. В этом отличие человека от животных. Животное смотрит глазами, и, если оно ослепнет, оно не сможет самостоятельно выжить в своих естественных условиях и погибнет. Слепой человек в своих естественных условиях (среди людей) может не только выжить, но и занять видное положение. Глаза для него лишь вспомогательный орган. В этом великая сила человека, но в этом и его величайшая слабость!

Основные иллюзии жизни

ИЛЛЮЗИЯ ОТДЕЛЕННОСТИ

Иллюзия отдельного «я»– подразумевает ощущение отделенности от других, и в жизни может проявляться как «я это я, а ты – это ты». Это чувство отдельности воспринимается обычно как «я являюсь отдельным существом и не имею ничего общего с остальными шестью миллиардами людей, а также со всеми этими вещами и явлениями».

С этой иллюзии начинается жизнь в том виде, какой мы ее знаем. Эта иллюзия – основная и очень могущественная, на нее наслаиваются все остальные иллюзии жизни, которые только укрепляют ее. Поэтому, можно сказать, что «я и не я» – это базовая дуальность. Как только появляется отдельное «я», сразу же появляются и отдельные «другие».

ИЛЛЮЗИЯ БЫТИЯ ОБЪЕКТОМ

Отождествленность. Я есть тело, я есть ум, я есть чувства, дух, душа и т. д. – все эти и другие отождествленности появляются вслед за возникновением иллюзии отделенности, или же одновременно с ней, детализируя ее.

Но замечу, что все эти отождествления – это просто мысли и восприятия, возникающие периодически и имеющие ту или иную степень кажущейся реальности, причем эта степень не всегда одинакова.

ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОЙ ПРИЧИННОСТИ

Эта иллюзия  (личного авторства) возникает из-за наличия двух предыдущих иллюзий, и проявляется в виде ощущений (мыслей, восприятий ) типа «я подумал, я решил, я сделал» и т. д. Замечу, что пока нет иллюзии отделенности и отождествлений, не может возникнуть идея о личной причинности.

Также можно заметить, что иллюзия личной причинности присутствует далеко не всегда, а только в те моменты, когда важно, «кто это подумал, решил или сделал».

Человек склонен упускать из виду тот факт, что он сам по себе является результатом деятельности генов, воспитания, обучения, окружения и других факторов, и, упуская все эти предыдущие обуславливающие причины, ум (эго) присваивает всю причинность себе, что является важной иллюзией жизни.

ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ ВЫБОРА

Периодически у каждого человека возникает ощущение свободы выбора, и это нормально, потому что создание иллюзии свободы выбора – часть функционирования ума. С этим ничего не поделаешь, так происходит, и так должно быть – до поры до времени.

Иллюзия свободы выбора столь сильна и желанна, что часть ума, считающая себя «я», не хочет даже думать, что это просто иллюзия. Ум должен поддерживать собственное существование и не станет разрушать то, что сам же и создает. Но есть ли свобода выбора на самом деле?

Настоящая ли это свобода выбора, или же банальная обусловленность, замаскированная амбициозным умом под свободу выбора? Это можно выяснить путем самоисследования.

Теперь рассмотрим, к каким последствиям приводит иллюзия свободы выбора в жизни каждого человека.

ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Можно заметить, что ощущение ответственности целиком и полностью зависит от наличия предыдущих иллюзий, и без них возникнуть не может. Вы считаете себя (у вас есть такие восприятия) отдельным существом, которое является кем-то (чем-то), кто имеет ощущение личной причинности и свободы выбора.

Следовательно, на вас лежит ответственность за ваши мысли, решения и действия – ответственность перед самим собой и/или перед другими. На иллюзии личной ответственности основывается идея и механизм кармы.

ИЛЛЮЗИЯ ВИНЫ

Когда в действиях присутствует идея ответственности, и действия приводят к «плохому» результату, приносят вред «себе» и/или «другим», автоматически возникает ощущение вины. «Это я виноват, потому что это я принял такое решение и действовал в соответствии с ним». Иллюзия вины заставляет человека страдать тем или иным образом.

ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНЫХ ЗАСЛУГ

Это обратная сторона иллюзии вины. Тоже базируется на предыдущих иллюзиях. «Какой же я молодец, что подумал ту мысль, принял правильное решение и сделал то-то и то-то. Теперь я заслужил того-то и того-то». Эта иллюзия также является частью жизни большинства людей.

ИЛЛЮЗИЯ ЖЕРТВЫ

Я следствие, жертва – возникает из иллюзии, что «другие» тоже являются отдельными отождествленными существами, имеющими личную причинность, свободу выбора и ответственность. Конечно же, если есть эти иллюзии в отношении себя, то они так же есть и в отношении других.

ИЛЛЮЗИЯ ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ

Все иллюзии, как перечисленные выше, так и не упомянутые здесь, создают иллюзию личного участия в жизни. Человеку кажется, что он является активным участником жизни — чувствует, думает, делает, затем получает результаты и последствия, удовольствия и страдания.

И ничего с этим не поделаешь, потому что воспринимаемые иллюзии жизни кажутся реальными – до тех пор, пока не перестают казаться такими; а это рано или поздно происходит у всех, по мере духовного роста и самопознания.

Источник