Не лишай меня счастья
Возвращение. Не лишай меня Богом данной радости!
Начало саги
Предыдущий фрагмент
Вместо обещанной недели муж хозяйки с сыновьями задержались аж на целый месяц. Счастью Жюзьен не было предела, они с Катарин ладили. Деля кров и пищу с сироткой, женщина мечтала о том, что муж не станет противиться и удочерит малышку. Какой же славной, ухоженной и опрятной стала она! Из старых своих платьев, в которые, по прошествии многих лет, уже не влезала Катарин, она сладила девочке несколько добротных нарядов и даже украсила их вышивкой. Жюзьен проворно научилась обращаться с коровой и доила её дважды в день, кормила свиней и не гнушалась убирать за скотиной, чёрный хозяйский кот не чаял в ней души, и только пёс оставался всегда настороже, когда она проходила мимо.
У Катарин началась другая жизнь, с такой помощницей и стареть не страшно. Вечерами они сидели у огня и рассказывали друг другу интересные истории, а ещё хозяйка дома любила и умела красиво петь. Под грустные народные напевы Жюзьен частенько плакала, под весёлые пускалась в пляс с детской непосредственностью. Только возвращение главы семейства тревожило их обоих. Муж у Катарин был работящий, волевой, с характером человек. Одно его слово – уже закон. Если не примет он девочку, то ничего не поделаешь, придётся её возвращать в приют, а это будет ох как непросто.
Собачий предупредительный лай сменился бурной радостью, Жюзьен с тревогой посмотрела в небольшое окно и увидела силуэт широкоплечего мужчины, за ним шли два сына, оба рослые, в отца. Сердце ёкнуло и подскочило куда-то к самому горлу.
“Господи, это они! Вернулись, а хозяйка ушла за козой… Мамочка моя, что же будет?!” – она даже по-щенячьи заскулила.
“Всё будет хорошо, не бойся, я рядом.”
“Чем ты можешь мне помочь, отец?!” – жалобно ответила она, даже не замечая, как хорошо слышит мой голос, будто так и должно было быть.
“Главное – успокойся! Будь скромной и послушной, они примут и полюбят тебя!”
Дверь хлопнула, и в глазах у малышки чуть не потемнело.
– Мать, встречай! Мы вернулись! – мужской голос осёкся. – Вот те на!..
Девочка от страха даже присела в реверансе.
– Ты кто такая? – два парня застыли на пороге возле главы семейства. Одному было лет пятнадцать, другой выглядел чуть помоложе, оба темноволосы и кареглазы, все в отца. Их утомлённые с дороги лица выражали недоумение.
– Меня зовут Жюзьен. Я – сирота. Хозяйка этого дома милостиво приютила меня на время…
– Где же сама Катарин?
– Пошла в поле привести козу.
– Ну, что ж, придёт, поговорим, – сказал, как отрезал, Ронан, снимая тяжёлую куртку, сыновья последовали его примеру, приглядываясь к незнакомке. Повисла гнетущая тишина.
– Давай, что ль, на стол накрывай, раз уж подвязалась…
Жюзьен подскочила и начала суетиться возле плиты, всеми силами пытаясь показать, сколь она расторопна и трудолюбива, но чем больше она старалась, тем хуже получалось, то половник уронит, то кастрюлями загремит. От волнения девочка чуть не плакала, моля Бога о скорейшем возвращении Катарин. И вот она пришла. Счастливая, бросилась к мужу, расцеловала сыновей.
– Ну, давай, мать, рассказывай, где сиротку прижила? – Ронан стянул сапоги с распухших от ходьбы ног, усевшись на скамью.
– Она сама пришла, постучала в дверь, бедная девочка, чуть живая была, не могла же я её не принять…
– Всегда знал, что твоя доброта однажды боком выйдет! – Ронан окинул взглядом Жюзьен. – И платья свои уже ей перешила!..
– А хозяйственная какая не по годам, помощница и радость в доме! – продолжала нахваливать Катарин, с трудом скрывая собственное волнение. – Всю жизнь я о дочке мечтала, вот Бог и послал!
– Ну-ну, не торопись такими словами разбрасываться! – отец посмотрел на сынов. – Лишний рот в доме…
– С нею даже корова вдвое больше даёт молока! Уж и не знаю почему, может знак свыше?!
– Ерунду не болтай, женщина. Потом и кровью каждый франк зарабатываем, до нового сезона работы больше нет…
И тут Катарин упала на колени и со слезами начала умолять мужа, она знала, что если скажет “нет” – в жизни не передумает:
– Обещаю тебе, свой хлеб ей отдам, только не гони девочку, полюбила я её, всем сердцем приросла!..
– Поднимись, женщина, не позорься перед сыновьями!
– Я у тебя за всю жизнь ничего не просила, Ронан, впервые молю, не лишай меня Богом данной радости!
Жюзьен застыла, всё в ней замерло, решалась её судьба, но даже сейчас она бы ни за что на свете не стала на колени. Был в жизни этой маленькой девочки только один человек, перед которым могла она преклониться, – и тот умер.
– Ох, чует моё сердце, не к добру всё это!.. – Ронан встал и поставил жену на ноги. – Ну да ладно, твоя взяла. Устал я и спорить не буду. Коль накормишь да спать уложишь. Утро вечера мудреней!
Катарин начала накрывать на стол, Жюзьен ожила и продолжила хлопотать у очага, руки ещё дрожали, но вздох облегчения уже прозвучал. Ещё одна ночь под этим полюбившимся кровом ей обеспечена.
– Реми, Адриан, принесите воды, нужно ополоснуться с дороги.
Юноши безропотно поднялись, они уже давно привыкли преодолевать свою усталость и подчиняться отцу. Жюзьен встретилась взглядом с Адрианом, и он по-доброму ей улыбнулся, от этого на душе у девочки стало светлее.
Продолжение
Спасибо всем, кто уделил мне внимание!
Источник
Каждый родитель по мере возможности старается уберечь свое чадо от неприятностей — от жизненных разочарований, от болезней и невзгод — именно так представляют большинство взрослых счастливое детство. Нередко мамы и папы предупреждают даже малейшие несчастья – разбитые коленки, невкусную еду, двойки в школе.
Чрезмерная опека. Стремясь помочь, взрослые увлекаются этим процессом и начинают делать многие вещи за ребенка. Родителей не всегда радует самостоятельность малышей, потому что «все равно не получится», «рановато». Но как же оно получится, если не пробовать? Любая ошибка – это не менее важный опыт, чем правильно выполненное действие, и от негативного опыта во многом зависит умение принимать самостоятельные решения в будущем.
Наверное, многие удивятся, но одеваться и снимать одежду без помощи родителей малыши способны уже в трехлетнем возрасте, в то время как мамы и папы раздевают и одевают детей в старших группах детского сада — так быстрее и надежнее, а многие заботливые бабушки продолжают это делать и в начальной школе.
Часто замечаю в поликлинике, что на вопросы врача отвечает не ребенок, а мама. Так быстрее, проще, легче – маме, не ребенку, так как он не научится отвечать, если ему не разрешать это делать. Позвольте малышу самому рассказать врачу, как он себя чувствует, позвольте самому одеться после осмотра. Да, это дольше, но разве вы куда-то спешите?
В природе каждого ребенка заложена самостоятельность и вместе с ней множество страхов: быть непонятым, непринятым, осмеянным. Дети боятся задавать вопросы, обращаться к взрослым, просить водителя маршрутки остановиться на нужной остановке. Важно помогать ребенку обретать самостоятельность, не оберегая от каждого дуновения ветра, чтобы не видеть впоследствии трясущегося от страха ребенка, не способного решиться на элементарное действие.
Помощь школьникам. Родители, жалея начинающего учиться ребенка и опасаясь, что без их помощи чадо получит двойку, помогают ему выполнять домашние задания, а порой и делают это самостоятельно, не утруждая школьника. Вы всегда можете помочь, подсказать, объяснить непонятную тему, но выполняя домашнее задание за ребенка, вы оказываете ему медвежью услугу – он не только не научится решать задачки, но и планировать время, и видеть последствия своих поступков. Не выучил урок – получай двойку — эта причинно-следственная связь так же работает и во взрослой жизни: проспал – опоздал на работу – тебя уволили.
Счастье — это исполнение желаний. С этим утверждением трудно не согласиться, и мы видим, как родители стремятся тут же исполнить желания своих чад: «Хочу есть!» — «Сейчас перекусим», «Пить!» — «Вот автомат с напитками!», «Мне скучно!» — «Бери планшет!», «Хочу игру» — «Сейчас закажем!». Между тем, способность подождать, потерпеть, отложить на время удовлетворение своих желаний — один из ключевых моментов будущего успеха: осчастливив детей в настоящий момент, мы делаем их несчастными в перспективе. Наши дети постепенно привыкают к тому, что все проблемы должны решаться моментально, часто без их участия и усилий, и даже небольшая задержка вызывает в них раздражение. Со временем даже незначительные стрессовые ситуации становятся препятствием к жизненному успеху.
Развлечения. С детства мы пытаемся создать для ребенка мир, в котором нет скуки, и день за днем думаем: «а чем же мне развлечь сегодня малыша, чем порадовать? В бизиборд он уже не играет, говорящий карандаш надоел, раскраски давно не интересны. Может быть, его заинтересуют палочки Кюизинера?» И в первые годы жизни ребенка мы с ним живем в разных мирах: он — в мире радости, веселья и развлечений, а мы — в мире рутины и работы. В свой мир мы привлекаем его лишь изредка: успеет, наработается еще.
А между тем такая простая монотонная работа, как убрать игрушки, расставить по местам обувь, подмести на кухне или вытереть пыль закаляет ребенка для выполнения скучных обязанностей, что требуется при обучении. И придя в школу, где надо писать, чертить или считать, наши школьники говорят: «Не могу, это слишком сложно. И очень скучно». Работоспособность и прилежность не тренируются бесконечными развлечениями.
Сиюминутные радости. Родители любят баловать и радовать детей, но дочки-сыночки иногда бывают счастливы от очень вредных моментов – от просмотра телевизора круглые сутки, от освобождения от домашних заданий, от кока-колы на завтрак. И родители, видя счастливые лица своих детей, все чаще «дают слабину».
Как же мы воспитываем детей, если даем не то, что для них хорошо и полезно, а то, что им нравится? Дальше — хуже: они усваивают, что можно делать только то, что хочется. Слова «надо» в их лексиконе нет. Делать то, что нужно для достижения жизненных целей, им трудно, а порой и становится невозможно, что в конечном счете приводит к разочарованиям и депрессиям.
Очень важно осознать: сиюминутные радости грозят проблемами в будущем. К счастью, дети копируют поведение родителей, поэтому можно менять их желания через собственное поведение.
Новые технологии. Девайсы и гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей — пусть забавляются, сейчас весь мир завязан на компьютерах и Интернете! За это наши дети расплачиваются нервными срывами, рассеянным вниманием и нежеланием жить в реальном мире — повседневная жизнь слишком скучна по сравнению с виртуальностью.
Эмоциональная доступность родителей — основное топливо для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем этого детей.
Чаще всего в ситуациях, когда родитель интенсивно подстилает ребенку соломку в детстве, он пытается сделать счастливым самого себя — это ему проще ответить на вопросы, одеть ребенка, выбрать ему компанию, сделать домашнее задание и не переживать за разбитые коленки — на нем всегда надеты наколенники. Ребенок счастливее от такого отношения не становится, а постепенно утрачивает свою природную тягу к самостоятельности, и во взрослой жизни уже не умеет ее проявлять. Ребенку нужен опыт, пусть и негативный: все помнят поговорку «на ошибках учатся»?
Анна Сафина
Фото с сайта yandex.ua
Источник
По дороге
По дороге иду, по дороге,
не один – я с тобой одинок.
Я как пленник, я словно твой пленник,
Проигравший свободу игрок.
Ты меня постоянно спасаешь,
хочешь правильно жить научить,
и напрасно ты дверь закрываешь –
в несвободе так трудно любить.
Не услышу я музыку дома,
она любит свободных людей.
Не лишай меня счастья земного –
быть открытым для музы моей.
По дороге, один, по дороге,
в осознании – я одинок,
я как пленник,
я снова твой Пленник,
проигравший Свободу игрок.
* * *
Я хочу, чтоб ты мне не звонил.
Перестань меня ты беспокоить!
Я хочу, чтоб ты меня забыл.
Постарайся жизнь свою устроить!
Я боролась, билась за тебя,
я полжизни за двоих сгубила,
и не в том теперь моя вина,
что тебя я резко разлюбила.
Я сегодня говорю: “Прощай!”,
и прощать я больше не готова!
Слишком долго я тебя ждала,
чтобы начинать опять всё снова.
* * *
Многое в жизни меняется,
в прошлое годы уйдут,
с ними – и страсть и желания,
как облака уплывут.
Мирно текущего времени
жаждется зрелой душе.
Мудрость придёт, как прозрение,
как синева в вышине.
Возраст даёт понимание
вечным словам… ВСЕ ПРОЙДЁТ.
Жизнь продолжает движение
и, неизменно, вперёд.
* * *
Я увидела тебя…
И не знала, что сказать.
Как давно моя душа,
перестала тебя ждать!
Между небом и землёй
очутилась вдруг сама,
и привычный мой покой
испарился в никуда.
Кто ты? И зачем пришёл?
Память, память, не спеши!
Не хочу я испытать
то, что спрятано в ночи.
Великая сила
Слово – великая сила,
может убить, возродить.
Молчание – золото больше,
может оно защитить.
Мудрый подумает дважды,
что и когда сказать.
Хитрый залезет в душу
чтобы потом обобрать.
Верить бывает страшно
людям своим и чужим.
Деньги могут заставить,
стать неизвестно каким.
Жадность порочна, гордыня…
Ехидна вселяется как?
Слово – и всё пропало,
друг станет тут же – Враг.
Троица
Слепой дождик стучится по крыше,
красно солнышко светит тепло.
И на Троицу дышится легче,
и душе моей так хорошо!
Я из храма берёзку живую
принесу воскресеньем домой,
за икону поставлю святую
и к кресту приложусь головой.
Мир покажется снова добрее,
и погода порадует нас.
Шар земной продолжает движение
из секунды вновь сложится час.
И живая душа напевает:
“Слава Богу за всё и всегда”.
Дождик плакать уже прекращает.
Исчезает моя слепота.
Вера
Верой я не закрываюсь – в вере я живу.
С Богом высшую добродетель в мире обрету.
Вера мне поможет ночью, днем укажет путь,
и на волю только Бога я надеюсь тут.
Я не знаю, что ждёт завтра, не желаю знать.
Сам Господь в знаменье скажет,
что мне предпринять.
И воистину поверьте, так счастливей жить,
и не мучаюсь вопросом: “Быть или не быть?”.
* * *
Вознесись душою к счастью
и смирись, когда – беда.
Помни, смерть одна бессмертна.
Береги же сам себя!
Человек настолько сильный –
Может всё он пережить.
Собери всю силу воли,
страх старайся победить.
Глупый гнев свой изливает,
мудрый просто помолчит,
никого не обвиняет,
продолжает дальше жить.
Жизнь и смерть – во власти Бога.
Предначертана судьба.
Мы – живущие в дороге,
и у всех она одна.
* * *
Я хочу, чтоб ты в меня влюбился
бесконечно, проще – навсегда.
Я хочу, чтоб ты всегда стремился
мне отдать любовь и сам себя.
Чтобы ты проснулся утром ранним
и был счастлив, что живёшь со мной,
чтобы помнил – я есть твоя радость,
твоя жизнь, твой дом и твой покой.
Я хочу любви, что воспевают,
что даёт нам смысл и жизнь даёт.
Может быть, такого не бывает?
Но кто ищет, тот всегда найдёт.
* * *
Разобраться в себе не могу,
а быть может, уже не хочу.
В беспонятии дни проводя,
я гуляю, гуляю одна…
Дождь идёт – я по лужам иду.
Зонт закрыт – пусть закрыт, не хочу.
Прятать слёзы сегодня не буду.
Пусть слезинки как капли повсюду!
Ветер волосы всем теребит.
И душа, может, тоже болит.
У прохожего парня сейчас –
то ли дождь, то ли слёзы в глазах.
Разбираться бывает не надо,
раз так есть – значит так это надо!
Заслужила урок я сама.
Пусть ответит за всё тишина.
Судьба
Никто из нас не знает, что ждёт его в судьбе.
Сегодня ты с удачей, а завтра ты в нужде.
Сегодня ты здоровый, а завтра ты больной,
Сегодня ты хороший, а завтра ты плохой.
Бросает словно щепку нас в океан страстей,
и разбивает сердце нам суетливость дней.
И в миг, когда казалось, всё кончено… опять
Начнется все сначала, мы будем завтра ждать
У всех одно и то же – куда ни посмотри,
любовь, здоровье, деньги – слова у всех одни.
* * *
Я – женщина-гитара
я многострунная!
Любовь – всему Начало,
и в нём и ты, и я.
Ты осторожно, нежно
настрой мою струну
на мир душеединства,
на музыку свою.
Смотри, поаккуратнее,
чувствительная я
как виртуоз духовный
ты должен быть всегда!
Я – женщина-гитара,
пою тебе лишь то,
что хочешь ты услышать,
и нам так хорошо!
О ДА – Душеединство!
Двуедуховность чувств,
великое искусство.
Ему я отдаюсь!
* * *
Мы права не имеем
друг друга принуждать.
И властвовать не смеем,
словами обижать.
Свобода в наших чувствах –
подарок от судьбы.
Достойна, как в искусстве,
в желаниях – любви.
И в первое мгновенье
мы счастливы всегда.
открыты словно дети,
радушны как друзья.
Но стоит только жизни
двоих соединить,
захватит чувство рабства,
начнётся снова быт.
Куда уходит сказка,
доверие в любви?
И как сберечь всё это
на жизненном пути?
Полюбила я жизнь
Полюбила я жизнь после горьких потерь,
обрела вновь себя и как птица теперь.
И бегу я вперёд, как секунды в часах,
воплощая мечты, те, что видела в снах.
Под защитою сил, что дают мне любовь
и как донор вольют в меня чистую кровь.
Поднимают в ночи, заставляют писать,
и я знаю теперь, где мне счастья искать.
И, поверьте, боюсь только гнева Творца –
не прощает он тех, кто закроет сердца,
кто кормушку найдёт, на несчастье людей,
кто не хочет понять ни чужих, ни друзей.
И, решив отдавать, отдаю до конца,
и люблю я вас всех, по завету Отца.
И наш мир призываю к вселенской любви,
чтобы не было бед и проклятой войны.
Источник
Юлия Уралева, прихожанка Крестовоздвиженского храма
Саратова, мать двоих детей, детский психолог в
Свято-Покровской православной классической гимназии и, вот
уже около семи лет — волонтер епархиального Общества
милосердия: ухаживает за маленькими детьми-сиротами,
перенесшими операции. Как это дело, требующее особой
жертвенности, терпения и любви, возникло в ее жизни?
Откуда она, такой занятой человек, черпает физические и
духовные силы для того, чтобы везде успевать и делать все
на совесть? Что, наконец, дает ей такая напряженная и
насыщенная жизнь?
![]() |
— Юлия Александровна, почему Вы
решили стать волонтером?
— Сколько себя помню, я бежала на помощь тем, кто в
ней нуждался, и надо сказать, иногда даже перегибала
палку. Именно Церковь помогла мне увидеть это: предложи
свою помощь, но не навязывай — уважай свободу
другого человека.
— Этому Вас научили в Обществе
милосердия?
— С Общества милосердия вообще по-настоящему
началось мое воцерковление. Уже будучи волонтером, я никак
не могла справиться с одной серьезной проблемой личного
характера. И обратилась за советом к духовнику Общества
священнику Сергию Кляеву. Он дал мне довольно простые
рекомендации, которые предполагали регулярную домашнюю
молитву, внимательное и неуклонное участие в церковной
жизни. Это подкреплялось еще и конкретным христианским
делом: я занималась рисованием с ребятами из приюта
«Маленькая страна», потом стала ухаживать за
детьми в больнице. К тому же я оказалась окружена
единомышленниками, которые поддерживали молитвенно и
морально. Постепенно ощутила, что становлюсь другим
человеком, меняюсь. Получается, что я, пусть малой лептой,
помогала Обществу, а Общество — мне.
— А почему сейчас продолжаете эту
деятельность?
— Когда секретарь предлагает мне освободиться от
дежурства из-за большой занятости, я независимо от
усталости или настроения прошу: «Только не лишай
меня этой радости!», и не лукавлю. Мне, правда,
совсем не тяжело, только бывает страшновато, когда ребенок
сильно страдает физически,— ответственность велика,
ведь мы все-таки не медицинские сестры. Конечно, когда
дети повзрослей начинают показывать свой характер, не
слушаются, своевольничают — бывает, раздражаешься,
чувствуешь себя беспомощной, даже злишься. Но потом
понимаешь свою слабость, свое христианское несовершенство
— спасибо этим малышам! На помощь всегда приходит
молитва: успокаивает, вразумляет. А еще надо всегда
помнить, что мы уйдем, а дети останутся, а потом и вовсе
вернутся обратно в приют; поэтому проявлять к ним особую
ласковость, пытаясь компенсировать недостаток
родительского внимания, и тем самым привязывать их к себе
вообще бесчеловечно. Психологически это, конечно, очень
тяжело, особенно поначалу. Увидишь этих брошенных, никому
не нужных детей в таких тяжелых послеоперационных
состояниях, да еще с врожденными патологиями, и слезы
градом. Был момент, когда я всерьез хотела удочерить
девочку. Однако жизнь внесла свои коррективы.
— А не боялись, что не хватит любви на
чужого ребенка?
— Нет. Я не сомневалась, что справлюсь. Ну и пусть у
нее какие-то патологии, а если бы это был мой ребенок,
разве они бы меня смутили?! Правда, на такие чувства я
способна не ко всем детям, за которыми ухаживаю. Когда не
получилось взять девочку в свою семью, смирялась я долго и
непросто, очень уж она мне полюбилась. Со временем
все-таки пришло понимание: значит, я нужна именно в таком
качестве — и не одному ребенку, а сразу многим. На
этом месте всё, что могу, сделаю. В душе настало
спокойствие. Я благодарю Господа за то, что Он дает мне
возможность послужить малышам в качестве волонтера. И
здесь тоже надо знать меру, не делать этого в ущерб семье,
не преувеличивать от собственной гордости свою нужность.
Надо уметь доверять Богу — неужели Он не найдет,
кому позаботиться о наших подопечных?!
— Как школьный психолог, Вы тоже помогаете
детям, только другим. Как пришли в эту профессию?
— Психология меня всегда интересовала. Но когда я
поступала в университет, применения этой специальности
практически не было. Поэтому сначала я стала филологом, а
спустя некоторое время получила и второе образование, по
психологии. Практикую уже пятый год. Считаю эту профессию
замечательной: себя в ней нашла.
— Были ли у Вас сомнения в том, что она
подходит верующему человеку?
— Я все время просила Господа, чтобы Он меня
вразумил, нужно ли мне это, просила духовной помощи у
святой блаженной Матроны. Были моменты, когда я просто
горела профессией, и у меня все прекрасно получалось, но
потом я узнавала какие-то вещи, которые расходятся с
православным мировоззрением, и отступала, думая, что
придется бросить психологию…
— …Но возвращалась. Почему?
— Просто появлялись люди, причем часто из нашего
Общества милосердия, которые обращались ко мне именно за
этой, психологической, помощью. Им хотелось, чтобы
психолог был еще и церковным человеком. Постепенно я
убедилась, что, занимаясь психологией, я не совершаю
греха, надо только обходиться без методик и приемов,
противных моей вере. К таким, например, относится
чрезвычайно модное сейчас нейролингвистическое
программирование сознания.
— На мой обывательский взгляд, психология
— наука довольно шаблонная, которая подгоняет всех
под некие модели, а человек — существо намного более
сложное…
— Стереотипы и шаблоны в психологии действительно
существуют, особенно в некоторых методиках, и к ним надо,
конечно, осторожно подходить. Но есть вещи на самом деле
мудрые, подтверждение которым я нахожу в святоотеческой
литературе. И знаете, если я смотрю на человека как на
механизм с поломками, а не как на создание Божие, то
Господь мне показывает мою неправоту: этот человек
поступает неординарно, неожиданно для меня. Я бы хотела
получить еще и духовное образование, чтобы в работе не
уклониться от Православия. Можно, наверное, действовать на
свой страх и риск, по принципу: кто ничего не делает, тот
не совершает ошибок. Но все-таки я боюсь согрешить,
навредив человеку.
— Зачем вообще христианину нужен психолог,
если есть собственная совесть и священник?
— Психология дает дополнительные знания о человеке,
которые можно и нужно использовать, в том числе и
христианину, внимательно следящему за своей внутренней
жизнью. Психолог, как и священнослужитель, тоже
«работает» с душой, но на другом, не
сакральном, уровне. Человек, у которого есть какая-то
проблема, пребывает в состоянии эмоционального потрясения
и не всегда может самостоятельно разобраться в деталях
ситуации, правильно себя оценить. Психолог в данном случае
помогает ему посмотреть на происходящее шире, а значит,
увидеть менее разрушительные пути решения проблемы. Задача
специалиста, который себя мыслит как православный, состоит
еще и в том, чтобы помочь человеку увидеть корень проблемы
в собственном духовном состоянии. То есть психолог, по
сути, может стать помощником священнику. К тому же я, как
школьный психолог, нужна детям и для их развития, потому
что есть ребята, у которых слабая память, внимание,
замедленная реакция или скорость мышления.
— Юлия Александровна, поделитесь
наблюдениями: какие они, наши современные дети?
— Для меня плохих детей нет, но испорченность
общества, духовная неграмотность родителей часто коверкает
их души. Сегодня у людей очень сильно развито чувство
гордости, поэтому им очень сложно друг с другом —
сложно друг друга терпеть и любить. Я наблюдаю это и в
стенах нашей гимназии.
— В чем, на Ваш взгляд, причина
этого?
— Такое неумение смиряться друг перед другом, такой
эгоизм связаны, по моему мнению, с разрушением семьи как
ценности. А ценность института семьи утрачивается в
огромной степени из-за перераспределения внутрисемейных
функций. Когда муж становится слабым, отказывается от
ответственности за жену и детей, теряя при этом стимул
быть во главе, управлять, содержать,— жена вынуждена
стать сильной, взять бразды правления в свои руки. А
получив власть, отдать ее трудно, порой невозможно. Так
постепенно нарушаются иерархические отношения в семье,
подрывается авторитет мужа и отца. Поскольку такая
ситуация противоречит естественной природе мужчины и
женщины, начинаются взаимные упреки, конфликты. Люди,
ослепленные борьбой за свое «я», не в
состоянии адекватно воспринимать и оценивать то, что
происходит вокруг, в том числе и с их детьми. А дети
воспринимают такую модель поведения, когда нужно во что бы
то ни стало отстоять свою правоту, не уступить другому, и
привносят ее потом во взаимоотношения с одноклассниками, с
друзьями, в свою будущую семью.
— Выход есть?
— Многое зависит от женщины. Да, она может в чем-то
лучше разбираться, что-то лучше уметь, но вместе с тем
взять и по любви к мужу поджать свое «Я»,
подстроиться под слабого. Здесь и мудрость нужна, и
духовная зрелость какая-то.
— А в своей семье удается это
применить?
— Мы стараемся. Слава Богу, мой супруг тоже ходит в
храм, у нас есть общий духовник, который очень нам
помогает и которому муж доверяет. Но так было не всегда.
Приходилось просто молча терпеть непонимание и ссоры. А
потом Господь послал утешение. Чувствую, как мы все больше
с мужем сближаемся и действительно становимся единым
целым. Благодаря храму я научилась намного больше его
уважать и ценить, даже его недостатки: не просто терпеть
их, а именно с любовью принимать. Дети же в таком
возрасте, когда им уже нельзя диктовать свою родительскую
волю. Я уважаю их мнение, выбор, доверяю им… и
молюсь за них.
— Стало быть, вы с супругом единомышленники;
а как быть, если один из супругов невоцерковленный
человек?
— Независимо от того, воцерковлен человек или нет,
он видит, что его супруг или супруга меняется к лучшему, а
значит, тоже начинает вести себя иначе. Видя, что тебе
явно прощают какие-то твои промахи и не упрекают за это, и
не гордятся, то есть даром отдают любовь, ты хочешь не
хочешь, а начинаешь задумываться о собственном поведении.
Но, конечно, мы говорим о тех случаях, когда люди любят
друг друга и стремятся быть вместе. Вообще все может
получиться, если в основу всех наших взаимоотношений и
действий мы пытаемся заложить любовь… Разве Господь
нам не это заповедал?
Источник