Лишать детей карманных расходов
Ольга Андреева
Можно ли лишать ребенка карманных денег?
19.06.2019
Давайте поговорим об отношениях. О самых долгих отношениях в вашей жизни: финансовых. Вы задумывались над тем, что они начинаются в 6-7 лет и заканчиваются только в последние дни вашего существования? Это самые долгие, сложные, порой радостные, порой болезненные отношения в вашей жизни!
Ребенок с самого раннего детства вовлекается в товарно-денежные отношения. Это проявляется и в ролевых играх, когда дети в детском саду играют в «магазин», расплачиваясь фантиками, и в магазине, когда упрашивают взрослых купить очень нужную игрушку.
Примерно к 5 — 6 годам дети начинают понимать, откуда берутся деньги и что на них можно купить. В этот период мы очень рекомендуем родителям рассказать своим чадам о структуре семейного бюджета: статьях дохода и расхода. Так вы сможете донести до них мысль о том, что не все детские потребности должны быть удовлетворены. Задача родителей — объяснить, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома. Посещая магазин, приучайте ребенка планировать свои расходы и определяться со своими желаниями, для этого заранее выделите ребенку определенную сумму карманных денег.
Часто бывает так: родители с маленькими детьми заходят в магазин и говорят, что денег нет. Так формируется идея финансовой бедности. Если бюджет семьи позволяет выделить ребенку хотя бы совсем небольшую сумму денег на карманные расходы – это необходимо сделать. Таким образом мы стимулируем развитие финансового мышления.
Недавно я консультировала семейную пару, которая обеспокоена поведением сына 7 лет. Они практически полностью отказывают ребёнку в деньгах, не выдают карманных средств. Их мнение звучит так: «Зачем ему деньги? Накормлен, одет. Все равно потратит их неразумно». Но это привело к резко отрицательному результату: мальчик стал воровать деньги у родителей и одноклассников. Он, по примеру окружающих ребят, хотел быть частью финансовых отношений, но не имел возможности совершать небольшие покупки в школьном кафе и магазине по дороге домой. В результате действий родителей он начал чувствовать себя ущербным, а вскрывшееся воровство сделало его изгоем в классе.
Дело в том, что поступая в школу, ребёнок оказался в новой социальной среде с новыми правилами. Если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они необходимы. И даже если в школе еду не продают за наличные, а выдают по талонам, всё равно будет хорошо, если в начале недели школьник получит какую-то сумму от родителей. На эти деньги он сможет купить шоколадку или положит их в копилку.
Родителям следует задуматься о том, что его сверстники распоряжаются карманными суммами, учатся нести ответственность за свои поступки и траты. Лишение ребенка карманных денег приведёт к печальному результату: ребенок не научится обращаться с деньгами, планировать свои расходы, и, к сожалению, подвергается соблазну добычи «легких» денег на стороне.
Перед родителями стоит задача привить детям правильное и здоровое отношение к деньгам. Для этого необходимо обучать их на простых жизненных примерах, доверять распоряжаться собственными денежными средствами, и не надо бояться ненужных или неправильных трат, ведь именно на ошибках учатся.
Начинать формирование финансовой грамотности необходимо в возрасте 6-7 лет.
Источник
Нужно ли давать детям карманные деньги? Как? И сколько? ФОТО: bankimoney.com
– Мы даем сыну деньги не просто так, а за достижения, – рассказывает минчанка Екатерина. – У нас целый прайс-лист есть. Получил девятку – 3 рубля, десятку – 4, прибрал в комнате – 5. Пусть привыкает, что деньги надо зарабатывать, а не получать просто так.
Звучит логично, но у психолога на эту ситуацию другой взгляд. Ведь главная цель карманных денег – не столько поощрять ребенка, сколько научить его распоряжаться своими финансами.
– Если мы хотим сформировать у ребенка навык вдумчивого обращения с деньгами, то этот процесс должен работать без сбоев, – рассказывает Оксана Бланк, психолог Центра успешных отношений. – Вы должны определить сумму, которую он будет получать раз в неделю или раз в месяц. Она должна быть неизменной (если ребенок все потратил, нельзя дать ему еще) и выдаваться в определенный день, как зарплата. Для взрослых это тоже важный момент. Вы должны выделить из вашего бюджета такую сумму, которую сможете дать всегда. Вполне возможно, впервые получив деньги, ребенок сразу же их потратит. Не вмешивайтесь: давая ему возможность распоряжаться деньгами так, как он считает нужным, мы формируем в нем этот навык.
А платить за учебу или работу по дому, считает психолог, неправильно. Это формирует у ребенка неправильное отношение к его обязанностям.
– Дом – это пространство, в котором живут все, поэтому каждый в силу своих возможностей должен выполнять какую-то работу. Ребенку можно сказать: «Если ты мне поможешь, мы сможем раньше пойти на улицу или дольше поиграть». Это приучает ребенка к тому, что работа по дому – это не мамина или папина работа, а общая, в которой он тоже должен участвовать. Если же говорить об оценках, то с помощью денежных стимулов мы убеждаем ребенка, что оценки важнее всего, а это не так. К тому же ради денег ребенок начинает пытаться получить оценки любым способом, что воспитывает не совсем правильные личные качества. Я бы посоветовала родителям дать детям больше самостоятельности и инициативы. Тогда они будут воспринимать учебу как свою степень ответственности.
Лишать денег в наказание нельзя, иначе ребенок будет неправильно к ним относиться
Для многих родителей карманные деньги – это еще и очень удобный способ наказания. Пришел домой позже положенного, порвал штаны, не убрал в комнате, получил двойку? Значит, на следующей неделе сидишь без денег.
Мера, быть может, и действенная, но насколько она полезна?
– Единственная ситуация, когда можно говорить о лишении карманных денег, – если они были потрачены на что-то запрещенное, что было оговорено заранее, – считает Оксана Бланк. – В случае с маленькими детьми это могут быть какие-то вредные сладости, с подростками – сигареты, алкоголь. Свое решение можно объяснить так: «Поскольку деньгами я поощряю тебя на неблаговидные поступки, я вынужден на какое-то время тебя их лишить». Но в случае других проступков лучше подумать о других видах наказания. Если процесс будет хаотичным и непредсказуемым – сегодня деньги есть, завтра нет, – ребенок не сможет выстроить с ними системных взаимоотношений.
«Ребенок имеет право решить, как потратить свои карманные деньги»
В современном мире отсчитывать ребенку купюры и отсыпать монеты не обязательно. Можно открыть и банковскую карточку. Причем банки разрешают делать это начиная с шести лет! Детская карточка привязана к родительскому счету. На нее можно установить лимит, чтобы ребенок не смог тратить больше определенной суммы в день или в неделю. А начиная с 14 лет ребенку можно открыть и собственную банковскую карту с отдельным счетом. Стоит детский пластик недорого – 3 – 4 рубля, а некоторые банки вообще готовы выдать его бесплатно.
Детская карта – это, конечно, удобно. Однажды ей все равно придется пользоваться, так почему бы не начать с младых ногтей? А для многих родителей есть еще один аргумент – возможность следить, где и сколько тратит их чадо. Ведь информация о списаниях приходит эсэмэской на родительский телефон.
– Так как-то спокойнее. А то вдруг он какую-нибудь ерунду покупает? – считает Елена, мама 12-летнего сына.
Надо ли следить за тем, на что ребенок тратит деньги? Можно. Надо ли как-то этому препятствовать («даю тебе деньги, но журналы покупать запрещаю, только книги»)? Психологи считают, что нет.
– Можно обсудить расходы, дать какие-то рекомендации, но не более. Действительно, ребенок может потратить деньги на что-то ненужное. Но разве взрослые никогда так не делают? Лучше научиться анализировать свои расходы в детстве, чем во взрослом возрасте, когда сделать это сложнее, – полагает Оксана Бланк. – Другой аспект – это какие-то эмоциональные моменты. Например, ребенок потратил все деньги на то, чтобы угостить друзей мороженым. Денег нет, но зато они хорошо провели время, посмеялись. В какой-то момент для ребенка было важно именно это. Решать, как тратить деньги, – это тоже определенная степень личных достижений.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Отпускать ли ребенка на подработку?
Начиная с 14 лет дети могут зарабатывать и сами. С 14 до 16 лет работать можно только с письменного разрешения родителей и не больше 11 часов 30 минут в неделю (на каникулах – 23 часа). С 16 трудоустроиться можно и без разрешения, а работать можно не больше 17 часов 30 минут в неделю (на каникулах – 35 часов).
Проще всего искать работу через местный центр занятости. Заодно это гарантия того, что работодатель не обманет. Самые популярные варианты – расклеивать объявления и разносить рекламные листовки по почтовым ящикам. Заработать можно 150 – 200 рублей в месяц.
Правда, против таких подработок иногда выступают родители. Зачем, мол, клеить какие-то объявления, если мы сами можем все тебе купить?
– Примеров, когда ребята хотят работать, а родители их от этого оберегают, очень много, – соглашается Оксана Бланк. – Но стремление работать связано не только с деньгами, но и с желанием проявить самостоятельность, не просить что-то у родителей. Первые заработанные деньги – это всегда повод для гордости. К тому же на работе ребенок может научиться другим полезным навыкам: трудиться, грамотно распределять время. Поэтому, если у него есть желание и возможность трудиться, его обязательно нужно в этом поддержать.
Источник
Давать ли ребенку деньги? В каких количествах? Нужно ли отслеживать на что чадо тратит финансы? Все это и другие интересные моменты рассмотрены в статье.
Содержание
Вопросы о личных финансах детей интересуют каждого из родителей. У каждого возраста свои потребности, которые мамам и папам хочется удовлетворить. Но как не разбаловать свое чадо?
Зачем детям могут понадобиться деньги
По статистике большинство родителей не понимают для чего и зачем давать деньги детям на карманные расходы. Для школы и других секций всегда все покупается заблаговременно. На проезд в общественном транспорте выдается строго копейка в копейку. Но психологи считают, что детям необходимо выделять небольшие суммы для личных расходов. В дошкольном возрасте детям может захотеться купить что-то из вкусностей по пути в школу или из школы. Возможно, понадобится новая ручка или карандаш. А кто-то из ребятишек захочет порадовать любимую маму открыткой, купленной на сэкономленные карманные финансы. Как показывает опыт, дети в возрасте 7-10 лет чаще всего копят монетки и купюры. Это показывает их стремление к появлению новой игрушки. На что потратить свои финансы дети решают самостоятельно. На нужные вещи для обучения или на свои желания… Родителям остается только принимать это как должное.
Когда дети начинают остро нуждаться в карманных деньгах
Детям нужны карманные деньги с возраста 7 лет. Точнее с того момента, как они пошли в школу. Это новая ступень развития ребенка. Малыши становятся самостоятельными, они взрослеют. Им требуется учиться обращаться с финансами.
Особенно ребятишки нуждаются в личных деньгах, когда у их сверстников они уже есть. И сумма, выделяемая на неконтролируемые расходы, должна быть примерно равна с суммой, которую выделяют друзьям малыша.
Совет! Если в семье существует проблема с деньгами, необходимо выделить малышу хотя бы минимальную сумму.
Непредвиденные ситуации могут застать малыша в любое время. Поэтому «заначка» в детском кармане может пригодиться.
Сколько можно давать карманных денег ребенку – в зависимости от возраста
Сколько давать карманных денег ребенку? На этот вопрос нельзя ответить конкретно. Но приблизительные суммы можно определить в зависимости от возраста.
- В возрасте 6-9 лет средняя сумма карманных сумм составляет 100 рублей в неделю
- Дети от 10 до 14 лет в среднем получают от родителей 300 рублей в неделю
- Подросткам от 15 лет родители выдают 500 рублей в неделю
Сумма карманных денег растет вместе с детьми. Каждая семья самостоятельно определят суммы, которые выделяются детям на карманные расходы.
Суммы, которые предоставлены выше, определены психологами. Но мамам и папам не стоит забывать о том, что эти финансы выдаются на небольшие личные расходы. Походы в кино с друзьями и прочие развлечения у чада будут за счет родителей.
Интересно знать, что в Германии существует закон о выдаче карманных денег детям. Он не только обязывает снабжать ребятишек евро, но и определяет конкретные суммы. В нашей стране у родителей существует право выбора.
Как сформировать правильное отношение ребенка к деньгам
Отношение детей к деньгам закладывается в 2-3 года. Когда малыши начинают играть в «магазин», они изучают что такое цена, сдача и прочие термины. Как сформировать правильное отношение малыша к финансам? Советы родителям:
- Для игры можно использовать настоящие монеты. Они научат малыша считать. Изучить внешний вид денег тоже важно
- Для детей 5-6 лет советуют отксерокопировать настоящие купюры и вводить их в «кассу магазина». В момент игры можно научить ребенка о стоимости и правильном подсчете сдачи. В этом возрасте малышу нужно поведать о приоритете в купюрах и монетах
- Дети 7-10 лет уже могут самостоятельно ходить в магазин за небольшими покупками. Чтобы помочь детям понимать соотношение имеющейся суммы и цены, им можно разрешить на сдачу приобрести что-то вкусненькое
- Психологи не рекомендуют вводить денежные поощрения за помощь по дому. Из-за этого может сложиться мнение, что за все в жизни получают деньги
- Планирование расходов можно привить уже в старшем возрасте. Если деньги за питание не сдаются, ребенок покупает еду самостоятельно в буфете. Это поможет ему понимать, что он сможет купить и сколько денег у него останется на последующие дни
- Сбережения – важная часть, которой нужно научить детей. Малышу можно посоветовать не тратить сдачу на мелкие конфетки после школы, а положить в копилку. Таким образом, через месяц он сможет купить себе новую игрушку
- Карманные деньги выдаются строго по расписанию. Например, каждую неделю по понедельникам
- Контроль над расходами ребенка вести не нужно. Он должен понимать, что за ним не следят и верят в его самостоятельность
Важно! Если малыш потерял деньги – родители не восполняют потерю.
Часто бывает, что взрослые решают лишить свое чадо денежного пособия в качестве наказания. Психологи это считают неверным подходом к воспитанию денежного понимания. Возможен вариант урезания суммы, но не более чем на 20%. Хотя и этот вариант специалисты не одобряют.
Ребенок хочет зарабатывать деньги сам? Способы заработка в интернете
Зачастую родители не могут или не хотят повышать еженедельное пособие своим детям. У ребят появляется желание заработать для себя немного денег. Взрослые не должны мешать таким порывом. Лучшая их позиция – помощь. Интернет позволяет иметь дополнительный заработок. Но как ребенку заработать деньги в интернете? Вот пара вариантов:
- Самым распространенным способом заработать малышу является регистрация на различных сайтах, проставление «лайков», прохождение на определенные сайты. Одним из таких является сайт Wmmail. За каждое из действий чадо на свой счет будет получать скромные гонорары. Но и это порадует детей. Родители могут быть абсолютно спокойны, на предложенном сайте заработка порнография и прочие нежелательные ссылки и рекламы отсутствуют
- Как бы странно не звучало, но можно заработать и на онлайн-играх. Многие создатели игр ищут себе работников для тестирования игр. За это платят небольшие суммы. Но дополнительная копеечка в личный карман будет иметься
Ребенок не тратит деньги, а только копит? Хорошо ли это
Выше писалось о том, что дети копят деньги. Некоторых родителей это очень беспокоит. Но волноваться не стоит. Если малыш может отказать себе в булочке или соке, а бережно кидает свои монеты и купюры в копилку – это повод для радости.
Накопления говорят о том, что малыш понял цену финансам. Он может откладывать на крупную покупку, что говорит о его самостоятельности. А может копить просто так, а потом потратить накопленную сумму по своему усмотрению.
Многие родители прибегают к варианту займа из детской копилки в случае тяжелой финансовой ситуации. Этого делать нельзя! Ребенок сам копил, себе в чем-то отказывал, он заработал эти деньги себе. А их изъятие или одолжение может затаить обиду чада на родителей. Поэтому личные сбережения малыша трогать не нужно.
Источник
Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.
Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье — один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.
Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.
1. Установка минимальной суммы
Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.
2. Повышение лимита со временем
Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.
3. Лишение денег — строгое наказание
Система наказаний — важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.
4. Оплата домашней работы
Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству — например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.
5. Трудная работа стоит дороже
Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом — самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.
Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились — соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.
6. Хорошие оценки не оплачиваются
[sc name=”rsa” ]
Деньги — неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.
7. Не выдавать деньги раньше срока
Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.
8. Отчет о тратах
Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение — если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.
9. Поощрение накоплений
Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу — например, проведение генеральной уборки.
10. Карманные деньги — часть общего семейного бюджета
Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша — не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.
11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями
По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.
12. Дневник расходов
Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.
Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.
Мы надеемся, эти нехитрые правила помогут и другим родителям научить детей правильно обращаться с деньгами, планировать свои расходы и создавать накопления. Такие навыки непременно пригодятся во взрослой жизни.
Читаем также:
- Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам
- Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания
Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?
Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе “Розина-мать” финансовый консультант Елена Эйдельман:
Советы психолога Елены Громовой
Личное мнение еще одной мамы
Источник