Лишая их достоинства и чести
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети “Интернет”, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети “Интернет”.
6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 – 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.
8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
10. Правила пунктов 1 – 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.
11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Открыть полный текст документа
Источник
На сегодняшний день ничто не ценится выше, чем блага невещественные. То, что невозможно отнять, украсть, купить, принять в дар. Это личностные человеческие качества. Те самые, которые делают человека — Человеком.
К примеру, очень важны такие качества как честь и собственное достоинство. На самом деле, эти понятия очень хрупки. Даже если они воспитывались в человеке с малых лет, взращивались годами, утратить их можно в единый миг. И очень страшно, когда происходит это по причине того, что человек был ложно обвинен или же неправильно понят.
Какие-нибудь небольшие конфликты между друзьями, родными, даже просто случайными знакомыми, чаще всего исчерпываются преподнесением искренних извинений. Но если в конфликте в чей-либо адрес прозвучали серьезные обвинения, такие конфликты имеют серьезные последствия. И правильнее всего за решением кто прав, а кто виноват, будет обратиться в суд.
Честь, достоинство, деловая репутация. Что же являют собой эти понятия?
Именно законодательство этим понятиям никаких четких определений не дает. Однако, есть возможность сделать определенные выводы на основе положений, которые регламентируют защиту этих понятий — репутации, достоинства и чести. Итак, что же это такое?
- Честь — это этическое понятие, оценка личности, которая основана на духовных и общечеловеческих ее качествах, с точки зрения восприятия социумом.
- Достоинство — является собственной оценкой личности, то есть, то, какого человек сам о себе мнения. Проще говоря, это самовосприятие.
- Деловая репутация — данное понятие применяется больше к деловым людям, еще чаще — к тем, кто связан с юриспруденцией. Однако, справедливо оно и для признания совокупности личностных и профессиональных качеств одного и того же человека.
Как же защитить все эти столь важные понятия?
К счастью, все эти понятия находятся под защитой законодательства Российской Федерации.
Камнем преткновения, наиболее часто является ложные информация и обвинения. Следует помнить, что ответчик ни в коем случае не должен оправдываться. Как и активно уверять всех в собственной невиновности. Напротив, истцу следует в первую очередь доказать истинность своих обвинений.
Если же он не сможет подкрепить чем-нибудь свои слова, он обязан забрать обратно все клеветные высказывания. Стоит заметить, что консультация гражданским делам от опытного специалиста в любом случае потребуется.
К правовым методам защиты чести, достоинства и репутации в первую очередь относят:
- Противоречие. Чаще всего судья требует высказать опровержение так же, как была сказана и ложь;
- Возмещение морального ущерба. Пострадавшему выплачивается определенная сумма денег;
- Возмещение убытка. Почти то же самое, что и возмещение морального ущерба;
- Признание ошибки. Публичное объявление об ошибке или опечатке в документе и замена документа на новый.
Человек имеет право на защиту собственных чести и достоинства, защиту своей правоты. Как и на консультации гражданским делам от адвокатов. Любые виды покушения на личность человека вполне могут стать основанием для гражданского искового заявления. Подобные дела рассматриваются в суде, который называется мировым. На основе сведений, полученных от обеих сторон, выносится и окончательное решение — кто прав, а кто виновен.
Впрочем, часто до суда дело так и не доходит. Судебные заседания публичны и, как правило, это придает рассматриваемым делам еще большую огласку. Потому чаще всего для обеих сторон более выгодно будет решить возникший конфликт, что называется, полюбовно.
Гражданско-правовая защита, в свою очередь, основана на поддержке морально-этических норм как отдельного человека, так и социума в целом.
Каждый человек имеет полное право на собственную защиту, а также может положиться на защиту со стороны государства, в котором он живет. В качестве этой защиты и выступает адвокатская помощь.
Источник
Категории чести и достоинства отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека.
Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения.
И только потом достоинство должно получить общественное признание.
Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. “Честь – жизнь моя, – писал Шекспир, – они срослись в одно, и честь утратить – для меня равно утрате жизни”.
Категории “честь” и “достоинство” отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях “достоинство” и “честь”. Близкие по значению” они, между тем, имеют важные смысловые различия.
Общественное одобрение приходит к человеку с стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т. е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.
Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь – это оценка с позиции общества, группы, достоинство – оценка с точки зрения общечеловеческой.
Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности – “не уронить”, “не замарать” эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.
Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.
Чувство чести вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.
Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни. Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством.
Высшим проявления человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег – лишён чувства собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная деятельность является лишь ареной его личного честолюбия – не имеет чести в глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.
Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством – значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы.
Между честью и достоинством существует взаимная согласованность. Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка.
При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие.
При низкой самооценке человек знает свои возможности, свой “потолок”, не претендует на многое и не испытывает разочарования от несбывшихся надежд.
Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.
При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность – ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям. Человек становится подозрительным, всюду видит покушающихся на его честь и достоинство. Это малоприятные и конфликтные люди.
Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не идёт на “мокрое” дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине неграмотности – незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате сомнительного выбора (выбор в качестве идеала “крутого” киногероя). Честь и достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Оклеветанный, обесчещенный человек может вести себя по разному:
1) может пересмотреть своё поведение и увидеть, что он и впрямь не достойно вел себя и считать, что надо пережить это бесчестие и впредь изменить своё поведение.
) может внешне согласиться, а внутренне начнёт мстить или, наоборот, упиваться собственным самоуничижением.
- 3) может вообще не принять к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось.
- 4) может, потеряв честь, сохранить достоинство, при этом возможна активная защита чести. Например, в дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь примерной службой.
- 5) очень благородно умение с достоинством принять бесчестие. Таких людей называют великомучениками. Это многие христианские святые. Это семья Романовых.
Рассмотренные вопросы дают возможность использовать знания о конкретных жизненных вопросах. Веками выработаны такие понятия, как мужское достоинство, женская честь. Для мужчины естественно снисходительное отношение к женщине. Без понятие о достоинстве стало возможным приобретение мужчинами некоторых не мужских качеств: болтливости, хвастовства своими победами, лени, необразованности. Это дало возможность сделать психологам вывод о феминизации мужчин.
Не менее противоречивой является проблема женской и девичьей чести. Издавна она связана с таким понятием как скромность, чистота, целомудрие. Отвечая на анонимные анкеты, мужчины по-прежнему как и в 19 веке, романтическом веке, на первое место ставят скромность, нежность, верность – качества, которые вовсе не исключают личного успеха, высокого социального статуса.
Источник
Ïðàâî æå, ëþäè ñòðàííûå ñóùåñòâà. Ìàëî òîãî, ÷òî îíè âûäóìûâàþò ïîíÿòèÿ è êàòåãîðèè, áåç êîòîðûõ âïîëíå ìîæíî áûëî áû îáîéòèñü, îíè åùå è íå ìîãóò òîëêîì îáúÿñíèòü ÷òî îíè ïîä ýòèìè êàòåãîðèÿìè ïîäðàçóìåâàþò. Íî çà íèõ (êàòåãîðèè è ïîíÿòèÿ) äåðæàòñÿ, ãîâîðÿò ñ áëàãîãîâåéíûì ïðèäûõàíèåì è êàòåãîðè÷åñêè îòêàçûâàþòñÿ âûáðîñèòü íà ïîìîéêó çà íåíàäîáíîñòüþ. Î äâóõ òàêèõ êàòåãîðèÿõ/ïîíÿòèÿõ ÿ è õî÷ó ïîãîâîðèòü ýòî òàê íàçûâàåìûå «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî».
Ñêîëüêî ÿ íè ñòàðàëñÿ, òî÷íîãî îïðåäåëåíèÿ «÷òî îíî òàêîå è ñ ÷åì åãî åäÿò» òàê è íå íàøåë. Èñõîäíûå äàííûå òàêîâû: ýòî íåñóùåñòâóþùåå â ïðèðîäå íå÷òî; ïðåäïîëîæèòåëüíî îíî äîëæíî áûòü ó êàæäîãî ÷åëîâåêà /Ïðèìå÷àíèå: â Ñðåäíåâåêîâüå ñ÷èòàëîñü, ÷òî ÷åñòüþ è äîñòîèíñòâîì ìîæåò îáëàäàòü òîëüêî ÷åëîâåê äâîðÿíñêîãî ñîñëîâèÿ èëè ðûöàðü, ïðîñòîëþäèíû æå íè ÷åñòüþ íè äîñòîèíñòâîì íå îáëàäàëè/. Èç ýòèõ ïîñòóëàòîâ ñëåäóåò, ÷òî ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ÷åñòü è äîñòîèíñòâî ïîäâåðãàþòñÿ èíôëÿöèîííûì ïðîöåññàì è îáåñöåíèâàþòñÿ, ñëåäîâàòåëüíî, îíè äîëæíû èìåòü ñâîé äåíåæíûé ýêâèâàëåíò? Íè÷åãî ïîäîáíîãî. Îêàçûâàåòñÿ, è ÷åñòü è äîñòîèíñòâî ñâîåãî äåíåæíî-òîâàðíîãî ýêâèâàëåíòà íå èìåþò è èíîãäà ïîçèöèîíèðóþòñÿ êàê «âûñøèå öåííîñòè», ðàäè ñîõðàíåíèÿ êîòîðûõ «è óìåðåòü íå æàëêî». Õîðîøî, òîãäà äàâàéòå ïîïðîáóåì ðàçîáðàòüñÿ äàëüøå.
Êàçàëîñü áû, òàêàÿ öåííîñòü äîëæíà áûòü îäèíàêîâîé äëÿ âñåõ ëþäåé (êàê íàïðèìåð, ãîëîâà èëè ñåðäöå) àí íåò. Ïîíÿòèÿ ÷åñòè è äîñòîèíñòâà âàðüèðóþòñÿ â ðàçëè÷íûå âðåìåíà è ó ðàçíûõ íàðîäîâ ñ òî÷íîñòüþ äî íàîáîðîò. Ó îäíèõ ïðèñòàâàòü ê æåíùèíå ñ ïðåäëîæåíèåì ñåêñóàëüíîãî êîíòàêòà íîðìàëüíî è åñòåñòâåííî, à ó äðóãèõ ýòî îçíà÷àåò «îñêîðáëåíèå åå ÷åñòè è äîñòîèíñòâà» /Ïðèìå÷àíèå: âîïðîñ æåíñêîé ÷åñòè è äîñòîèíñòâà î÷åíü ñëîæíûé âîïðîñ, íî ìû ê íåìó åùå âåðíåìñÿ/. Íåêîòîðûå íàðîäû, ñîõðàíèâøèå â ñâîåé ñðåäå ÿçû÷åñêèå è äîÿçû÷åñêèå âåðîâàíèÿ ïîëüçóþòñÿ ïîíÿòèÿìè «òîòåìà» òî åñòü ó êàæäîãî ðîäà/ïëåìåíè åñòü ñâîé ïîêðîâèòåëü èç æèâîòíîãî ìèðà: âîëê, ëèñà, çìåÿ, ãåïàðä è ò.ä. Èçðåäêà äàæå ñ÷èòàåòñÿ ÷òî æèâîòíîå-òîòåì ÿâëÿåòñÿ ïðàðîäèòåëåì ðîäà/ïëåìåíè è åñëè ïðåäñòàâèòåëþ òàêîãî íàðîäà ïðèïèñàòü íå òîò òîòåì, òî âðÿä ëè îí ñî÷òåò ýòî æóòêèì îñêîðáëåíèåì.  äðóãèõ æå, êàê ïðàâèëî, áîëåå «öèâèëèçîâàííûõ» íàðîäàõ ñêàçàòü ÷åëîâåêó ÷òî îí âåäåò ñâîþ ðîäîñëîâíóþ îò òàêîãî ñëàâíîãî è óâàæàåìîãî æèâîòíîãî êàê ñîáàêà îçíà÷àåò íàíåñòè íåñëûõàííûé óùåðá åãî «÷åñòè» è «äîñòîèíñòâó». Íî ñàìîå óäèâèòåëüíîå åñëè ñðàâíèòü ýòîãî æå ñàìîãî ïðåäñòàâèòåëÿ «öèâèëèçîâàííîãî» íàðîäà ñ âîëêîì îí áóäåò âåñüìà ïîëüùåí! Êàê áóäòî íåÿñíî, ÷òî ýòî íàñòîëüêî ðîäñòâåííûå æèâîòíûå, ÷òî ïåðåêðåñòíûå áðàêè ìåæäó íèìè – ðÿäîâîå ÿâëåíèå.
Âîïðîñ ñðàâíåíèé ëþäåé ñ æèâîòíûìè íå òàêîé óæ ïðîñòîé: â Åâðîïå ñðàâíèòü æåíùèíó ñ êîðîâîé èëè çìååé îçíà÷àåò íàðâàòüñÿ íà ïîùå÷èíó èç-çà îñêîðáëåíèÿ åå «÷åñòè» è «äîñòîèíñòâà», â Èíäèè æå, ãäå êîðîâà ñâÿùåííîå æèâîòíîå, èëè â ßïîíèè, ãäå çìåÿ èçäðåâëå óâàæàåìîå è ïî÷èòàåìîå æèâîòíîå, ïîäîáíûå ñëîâà îêàæóòñÿ êîìïëèìåíòîì. Íà ïðîñòîðàõ ÑÍÃîâèè ñòðàøíûì îñêîðáëåíèåì áóäåò îòîæäåñòâëåíèå ïðåäñòàâèòåëüíèöû ïðåêðàñíîãî ïîëà ñ ñîáàêîé òîãî æå ïðåêðàñíîãî ïîëà, íî åñëè íàçâàòü ìóæ÷èíó êîáåëåì (äà åùå è ñ ñîîòâåòñòâóþùèì âûðàæåíèåì òèïà «íó òû è êîáåëü!»), îí íå òîëüêî íå îáèäèòñÿ, íî è âåñüìà âîçìîæíî, ïî÷óâñòâóåò ñåáÿ ïîëüùåííûì. È íàîáîðîò, ñêàçàòü æåíùèíå ÷òî îíà êîçà åé, âîçìîæíî, áóäåò âñåãî ëèøü íåïðèÿòíî, (èñêëþ÷àÿ âàðèàíò òèïà «êîçî÷êà ìîÿ äëèííîíîãàÿ»), à âîò íàçâàòü êîçëîì ìóæ÷èíó íó, äåðæèñü, ãàä
Õîòÿ êàçàëîñü áû à êàêàÿ ðàçíèöà?
Åùå çàíèìàòåëüíåé îïðåäåëÿòü ìåñòîíàõîæäåíèå ýòèõ ñàìûõ «÷åñòè» è «äîñòîèíñòâà» – îíè âàðüèðóþòñÿ ó ëþäåé â çàâèñèìîñòè îò ïîëà. Íà÷íåì ñ ïðåêðàñíûõ äàì.
Äëÿ Ñðåäíåâåêîâüÿ è ðàííåãî Âîçðîæäåíèÿ áûëî õàðàêòåðíûì ïðåäñòàâëåíèå î òîì, ÷òî «÷åñòü» äåâóøêè ýòî åå äåâñòâåííàÿ ïëåâà è ëèøåíèå åå ýòîé ñàìîé ïëåâû îçíà÷àëî ëèøèòü äåâóøêó «÷åñòè». Ñþäà æå î÷åíü áëèçêî ïðèìûêàåò ïîíÿòèå «íåâèííîñòè», òî åñòü îòñóòñòâèÿ âèíû çà òî, ÷òî îíà çàíèìàåòñÿ ñåêñîì. Íî â íåêîòîðûõ «äèêèõ» íàðîäàõ æåíùèíû íå çàáèâàëè ñâîè ïðåëåñòíûå ãîëîâêè ïîäîáíûìè ãëóïîñòÿìè è íà÷àâ ïîëîâóþ æèçíü, «áåñ÷åñòíûìè» íå ñ÷èòàëèñü. /Ïðèìå÷àíèå: ìóæ÷èíû «öèâèëèçîâàííûõ» íàðîäîâ Ñðåäíåâåêîâüÿ è ðàííåãî Âîçðîæäåíèÿ ïðåäïî÷èòàëè èìåííî ïðåäñòàâèòåëüíèö ýòèõ «äèêèõ» íàðîäîâ. È ñ ÷åãî áû ýòî?/
Íî âðåìÿ øëî, è «÷åñòü» ÿâíî ìåíÿëà ñâîþ äèñëîêàöèþ, ïðèáëèçèòåëüíî òàê, êàê äåëàåò ýòî «áëóæäàþùàÿ» ïî÷êà. Âïîñëåäñòâèè ñòàëè ñ÷èòàòü «áåñ÷åñòíûìè» æåíùèí ñîñòîÿùèõ â ñâÿçè ñ íåãðàìè è äðóãèìè «öâåòíûìè» ãðàæäàíàìè è êîòîðûå, ñîîòâåòñòâåííî, èìåþò äåòåé ñ òåìíûì öâåòîì êîæè, à òàêæå æåíùèí, ðîäèâøèõ äåòåé ïðè îòñóòñòâèè ìóæà. Íåò, Ñâÿòîé Äóõ òóò óæå íå âìåøèâàëñÿ (åìó, áåäîëàãå, è îäíîãî ðàçà âïîëíå õâàòèëî), ðå÷ü èäåò âñåãî-íàâñåãî ïðî îòñóòñòâèå þðèäè÷åñêè çàêðåïëåííîãî îòöà ðåáåíêà. Ïðè ýòîì, â òî æå ñàìîå âðåìÿ, òîëüêî íà äðóãîì êîíöå çåìíîãî øàðà ïåðñïåêòèâíîé ñ÷èòàëàñü òà íåâåñòà, ó êîòîðîé óæå åñòü 1-2-3 ðåáåíêà è òóò âîïðîñ îòöîâñòâà íèêîãî íå âîëíîâàë.
Òàêæå äîâîëüíî äîëãîå âðåìÿ «áåñ÷åñòíûìè» ñ÷èòàëè æåíùèí, ñàìîñòîÿòåëüíî çàðàáàòûâàþùèõ íà æèçíü òÿæêèì òðóäîì èíäèâèäóàëüíîé òðóäîâîé ñåêñóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïðè÷åì, «ïàäøåé» è «áåñ÷åñòíîé» ñ÷èòàëàñü òîëüêî æåíùèíà, ðàáîòàþùàÿ íà óëèöå, òà æå æåíùèíà, òîëüêî ïåðåøåäøàÿ íà ïîñòîÿííóþ ðàáîòó ê êàêîìó òî îäíîìó (èëè íåñêîëüêèì) ìóæ÷èíàì èìåíîâàëàñü «ñîäåðæàíêîé» è îòíîñèëèñü ê íåé ëó÷øå.  ñëó÷àå æå âûõîäà çàìóæ è çàêðåïëåíèÿ þðèäè÷åñêè áåññðî÷íûõ äåíåæíî-ñåêñóàëüíûõ îòíîøåíèé, æåíùèíà èç ðàçðÿäà «áåñ÷åñòíûõ» ïåðåõîäèëà â ðàçðÿä «ïîðÿäî÷íûõ» è äàæå íà÷èíàëà ïîëüçîâàòüñÿ óâàæåíèåì.
Ñåé÷àñ ïðîèñõîäèò î÷åðåäíàÿ òðàíñôîðìàöèÿ ïîíÿòèÿ æåíñêîé «÷åñòè» è «äîñòîèíñòâà»: îäèíîêèå äàìû ñ öâåòíûìè äåòüìè ïîëüçóþòñÿ âñåîáùèì ïî÷åòîì è óâàæåíèåì, ïðîñòèòóòêè ñîçäàþò ñâîè ïðîôñîþçû è ïûòàþòñÿ äîáèòüñÿ âûïëàòû èì ïåíñèé, äåâóøêà, íå ïîìåíÿâøàÿ äî ñâàäüáû ïàðó äåñÿòêîâ ñåêñóàëüíûõ ïàðòíåðîâ (ïðè÷åì æåëàòåëüíî è ñâîåãî ïîëà òîæå) âûçûâàåò ñêåïòè÷åñêóþ óëûáêó, è ò.ï. Òàê ÷òî ìíå äàæå ñëîæíî ïðåäïîëîæèòü êóäà äàëüøå ïåðåìåñòÿòñÿ æåíñêàÿ «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî».
Óôô
Ñ îäíèì ïðåêðàñíûì ïîëîì çàêîí÷èëè, ïåðåõîäèì êî âòîðîìó òîæå ïðåêðàñíîìó. Òóò åùå ñëîæíåå. Ó ìóæ÷èí «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî» ñ îäíîé ñòîðîíû: ÷åòêî ëîêàëèçîâàíû â îïðåäåëåííûõ ÷àñòÿõ òåëà; ñ äðóãîé ìîãóò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ íå òîëüêî íà åãî òåëî, íî è íà îäåæäó, èìóùåñòâî, ÷ëåíîâ ñåìüè è äàæå íà âñåõ ïðåäñòàâèòåëåé åãî íàðîäà. Ïåðåõîäèì íà ëè÷íîñòè.
 ïåðèîä Ñðåäíåâåêîâüÿ, Âîçðîæäåíèå è äàæå âïëîòü äî XIX âåêà ìóæ÷èíà ìîã âûçâàòü íà ïîåäèíîê äðóãîãî ìóæ÷èíó çà áðîøåííûé íà íåãî êîñîé âçãëÿä èëè åäêóþ øóòêó, ìàëî òîãî ÷òî ìîã, îí áûë ïðîñòî îáÿçàí ýòî ñäåëàòü! Òî åñòü, åñëè îäíîãî ïîëíîãî ãîñïîäèíà íàçâàëè æèðíîé ñâèíüåé (à èíîãäà è ïðîñòî äîíåñëè, ÷òî äðóãîé ãîñïîäèí òàê åãî íàçâàë) èëè ÷òî êòî-òî íåîäîáðèòåëüíî îòîçâàëñÿ î åãî íàðÿäå/æåíå/ëîøàäè/êàðåòå/ïîìåñòüå, òî ýòîò ñàìûé ãîñïîäèí äîëæåí âûçâàòü íà äóýëü äðóãîãî ãîñïîäèíà, îñêîðáèâøåãî åãî «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî». Ñàìîå èíòåðåñíîå, ÷òî ÷åëîâåê îñêîðáëåííûé ÷åëîâåêà îñêîðáèâøåãî ìîã àáñîëþòíî íå óâàæàòü, íî åãî ìíåíèå ïî ïîâîäó ñåáÿ/êîñòþìà/æåíû/ëîøàäè/ ïðèíÿòü âî âíèìàíèå áûë îáÿçàí. Âñêîðå ïîíÿëè, ÷òî èç-çà ÷àñòíûõ äóýëåé ñòðàíà ëèøàåòñÿ äàëåêî íå õóäøèõ ñâîèõ ãðàæäàí è ÷òî ãëóïî ñ÷èòàòü äóýëü «òîðæåñòâîì ñïðàâåäëèâîñòè». Õîòÿ áû è ïî òîé ïðîñòîé ïðè÷èíå, ÷òî çà÷àñòóþ ïðè äóýëè íà ïèñòîëåòàõ áîëüøå øàíñîâ âûæèòü îêàçûâàåòñÿ ó çîðêîãî è õîðîøî ñòðåëÿþùåãî õàìà è ãðóáèÿíà, ÷åì ó åãî ïëîõî âèäÿùåãî ñîïåðíèêà. Òîãäà äóýëè îòìåíèëè è äàæå ââåëè íàêàçàíèå çà ó÷àñòèå â äóýëè, íî îíè ïðîäîëæàþò ñóùåñòâîâàòü äî ñèõ ïîð. Òî åñòü äî ñèõ ïîð âîïðîñ çàùèòû «÷åñòè» è «äîñòîèíñòâà» ìóæñêàÿ ÷àñòü íàñåëåíèÿ ïðåäïî÷èòàåò ðåøàòü ñ ïîìîùüþ êóëàêîâ, áóëûæíèêîâ, íîæåé, ðó÷íûõ ãðàíàòîìåòîâ è âñåãî îñòàëüíîãî, ÷òî òîëüêî ñìîæåò ïîäâåðíóòüñÿ ïîä ðóêó «îáèæåííîé îñêîðáëåííîñòè».
Ëè÷íî äëÿ ìåíÿ äóýëü ÿâëÿåòñÿ ãëóïîñòüþ èìåííî ïî ïðè÷èíå ñâîåé îáÿçàòåëüíîñòè, òî åñòü íà ëàé íåâîñïèòàííîãî ñîñåäñêîãî ðîòâåéëåðà ÿ ìîãó íå îáðàùàòü íèêàêîãî âíèìàíèÿ, à âîò íà ëàé åãî íå ìåíåå íåâîñïèòàííîãî õîçÿèíà îòâåòèòü îáÿçàí. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî åñëè ÿ íå ìîãó íå îòðåàãèðîâàòü íà âîð÷àíèå õîçÿèíà (ñîïðîâîæäàþùååñÿ óïîìèíàíèåì íåêîòîðûõ ÷àñòåé ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà), òî è íà ëàé ïñà ÿ äîëæåí îòâåòèòü òåì æå: ñòàòü íà ÷åòâåðåíüêè è íà÷àòü ëàÿòü â îòâåò, à òî è êóñàòüñÿ. Âèäèìî ïî-äðóãîìó (ëåäÿíûì ïðåçðåíèåì è ðàâíîäóøèåì, ê ïðèìåðó) ÿ ñâîè «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî» çàùèòèòü íå ìîãó, âïðî÷åì, ó ìåíÿ èõ è íåòó.
Äàëåå, áîëüøàÿ ÷àñòü ìóæñêîãî íàñåëåíèÿ ñ÷èòàåò ñåáÿ îñêîðáëåííûìè åñëè äðóãèå ëþäè íåîäîáðèòåëüíî îòçûâàþòñÿ îá èõ íàöèîíàëüíîñòè.  ýòîì ñëó÷àå èõ «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî» îêàçûâàþòñÿ çàäåòûìè, òî åñòü èç êàòåãîðèè ëè÷íîñòíîé ïåðåõîäÿò íà ìåæëè÷íîñòíûé óðîâåíü è ãëîáàëèçèðóþòñÿ. Âïðî÷åì, âîçìîæåí è îáðàòíûé äðóãîé âàðèàíò, êîãäà âûñêàçûâàíèå òèïà «âñå àðìÿíå –
» âûçûâàåò îòâåòíóþ ðåàêöèþ îäíîãî îòäåëüíî âçÿòîãî àðìÿíèíà, òî åñòü îñêîðáëåíèå âñåõ àðìÿí «îïòîì» ñòàíîâèòñÿ «ðîçíè÷íûì» îñêîðáëåíèåì êàæäîãî àðìÿíèíà. Ëó÷øå âñåãî ýòî ïîêàçàíî â ñòàðîì äåòñêîì ìóëüòèêå «Íàøåìó êîðîëþ ïîêàçàëè ôèãó óìðåì âñå êàê îäèí!».
Íå ìåíåå, à òî è áîëåå ÷åì îñêîðáëåíèå «íàöèîíàëüíîå» áîëåçíåííî âîñïðèíèìàåòñÿ îñêîðáëåíèå íà ñåêñóàëüíîé ïî÷âå. Âåäü êàêàÿ, êàçàëîñü áû, ðàçíèöà, êàêîé ñåêñóàëüíîé îðèåíòàöèè ïðèäåðæèâàåòñÿ ÷åëîâåê àí íåò, åñòü è î÷åíü áîëüøàÿ. Òàê, ñòðàøíîé îáèäîé ÿâëÿåòñÿ ïðèðàâíèâàíèå ãåòåðîñåêñóàëèñòà ê ãîìîñåêñóàëèñòîì /Ïðèìå÷àíèå: èíòåðåñíî, ñ÷èòàåòñÿ ëè îñêîðáëåíèåì îáðàòíûé ñëó÷àé?/, â ýòîì ñëó÷àå íàíåñåííîå îñêîðáëåíèå íàäî êàê ìèíèìóì ñòåðåòü êðîâüþ îáèä÷èêà è íèêàê íå èíà÷å. Òóò ìû âïëîòíóþ ïîäîøëè ê îäíîìó î÷åíü ïèêàíòíîìó ìîìåíòó ëîêàëèçàöèè ìóæñêîé «÷åñòè» è «äîñòîèíñòâà» â òåëå ÷åëîâåêà. È îêàçûâàåòñÿ, ÷òî, ïî ìíåíèþ ëþäåé, ïîáûâàâøèõ â ìåñòàõ ëèøåíèÿ ñâîáîäû, «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî» ìóæ÷èíû íàõîäÿòñÿ ó íåãî ýýý
â çàäíåì ïðîõîäå, è óäàëÿþòñÿ îòòóäà ïóòåì ñåêñóàëüíîãî âîçäåéñòâèÿ ñ ïðèìåíåíèåì ñèëû. Ïðè ñîâåðøåíèè òàêîãî ïðîöåññà «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî» âîçâðàòó íå ïîäëåæàò è óòðà÷èâàþòñÿ áåñïîâîðîòíî. Åñòåñòâåííî, íè ñàìî óòâåðæäåíèå íè àâòîðèòåòû, åãî âûñêàçûâàþùèå ñîìíåíèþ íå ïîäëåæàò. /Ïðèìå÷àíèå: ñ÷èòàòü ëè â òàêîì ñëó÷àå îñêîðáëåíèåì ìàññàæ ïðåäñòàòåëüíîé æåëåçû, êîòîðûé îñóùåñòâëÿåòñÿ, êàê èçâåñòíî, èìåííî ïóòåì âåäåíèÿ ðóêè â çàäíèé ïðîõîä?/
Îáùèì äëÿ ìóæ÷èí è æåíùèí îñêîðáëåíèåì «÷åñòè» è «äîñòîèíñòâà» òàêæå ÿâëÿåòñÿ îòñûëêà èõ â íåêîòîðûå ìåñòà ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà, ïðè÷åì íàçâàííûå èñêëþ÷èòåëüíî ñ ïðèìåíåíèåì òþðêñêî-òàòàðñêîãî ÿçûêîâîãî íàñëåäèÿ. Íåêîòîðûõ îñîáåííî òîíêèõ è ðàíèìûõ æåíùèí îáèæàåò äàæå óïîìèíàíèå â èõ ïðèñóòñòâèè ýòîé ñâîåîáðàçíîé òåðìèíîëîãèè, è òîò äîâîä, ÷òî àäåêâàòíîãî àíàëîãà â ðóññêîì ÿçûêå ïðîñòî íåòó íà íèõ íå äåéñòâóåò. Òî åñòü, îêàçûâàåòñÿ, ÷òî åñòü íà ÷åëîâå÷åñêîì òåëå ìåñòà ïðèëè÷íûå è íåïðèëè÷íûå, à åñòü è ñîâñåì óæ «îñêîðáèòåëüíûå», ñòðàííî, à ÿ äóìàë, ÷òî â ÷åëîâåêå âñå ïðåêðàñíî
Ïîìèìî âûøåïåðå÷èñëåííîãî ëþäè ñ÷èòàþò îñêîðáëåííûìè ñâîè «÷åñòü» «äîñòîèíñòâî» åùå ïî êó÷å ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ïðè÷èí íî, äóìàþ, ÷òî ïîðà çàêàí÷èâàòü íàøå ìàëåíüêîå èññëåäîâàíèå. Èòàê, ìû âèäèì, ÷òî «÷åñòü» è «äîñòîèíñòâî» íå ÿâëÿþòñÿ îáúåêòèâíûìè êàòåãîðèÿìè, ýòî ïñèõîëîãè÷åñêèå óñòàíîâêè – îíè âîçíèêëè, ìåíÿëèñü è ðàçâèâàëèñü âìåñòå ñ òåì, êàê ìåíÿëîñü ñàìî îáùåñòâî, à ïîòîìó, îò íèõ ñïîêîéíî ìîæíî èçáàâèòüñÿ, ÷òî ÿ è ñäåëàë. È çíàåòå, ñòàëî êàê òî ëåã÷å äûøàòü.
© Copyright: Daemon, 2002
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹202041500081
Источник