Лишаев сергей философ о нем

Родился: 1963 г., г. Куйбышев (Самара)

Родился в 1963 году в г. Куйбышев (Самара). В 1987 году окончил исторический факультет Куйбышевского государственного университета. Работал ассистентом на кафедре философии Самарской экономической академии. Учился в аспирантуре Самарского государственного университета под руководством проф. В. Н. Борисова. В ноябре 1992 защитил кандидатскую диссертацию на тему «О специфике гуманитарного исследования» в Самарском государственном университете.

С 1992 года и до настоящего времени работает в Самарской гуманитарной академии (СаГА). Занимал должности доцента, профессора философско-филологического факультета СаГА, декана философско-филологического факультета, заведующего кафедрой гуманитарных…

Монографии:

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Учебные пособия:

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская…

Доктор философских наук, профессор, руководитель Центра философских и эстетических исследований Самарской гуманитарной академии, профессор кафедры философии.

https://www.famous-scientists.ru/3208/

Оценка winpoo:  4.5  

«О, погреб памяти…» (В. Хлебников)

Некоторым книгам, несмотря на их небольшой объем, удается сказать так много, что иногда просто не вмещается в сознание читающего. Для меня все прочитанные книги С.А. Лишаева такие – они дают толчок не просто для размышлений, но и для пересмотра некоторых привычных позиций и ходов мышления, а иногда даже открывают для меня неожиданные точки зрения и строят в сознании новые концепты для понимания реальности. Вероятно, я не всегда все понимаю до конца, а, может, и понимаю вовсе не так, как задумывалось автором, но мне нравится возникающее во время чтения состояние «выпуклой радости узнавания», постижения, прорыва и интеллектуального восторга от того, что удалось понять что-то ранее отсутствующее в твоем поле рефлексии. Новый взгляд на реальность и на… Развернуть 

Источник

Лишаев Сергей Александрович

Учёная степень: доктор философских наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Философские науки

Регион: Самарская область

Рейтинг: 65 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии “Известные Ученые”

Лишаев Сергей Александрович

Доктор философских наук, профессор, руководитель Центра философских и эстетических исследований Самарской гуманитарной академии, профессор кафедры философии.

Родился в 1963 году в г. Куйбышев (Самара). В 1987 году окончил исторический факультет Куйбышевского государственного университета. Работал ассистентом на кафедре философии Самарской экономической академии. Учился в аспирантуре Самарского государственного университета под руководством проф. В. Н. Борисова. В ноябре 1992 защитил кандидатскую диссертацию на тему «О специфике гуманитарного исследования» в Самарском государственном университете.

С 1992 года и до настоящего времени работает в Самарской гуманитарной академии (СаГА). Занимал должности доцента, профессора философско-филологического факультета СаГА, декана философско-филологического факультета, заведующего кафедрой гуманитарных дисциплин. В 2001 году защитил докторскую диссертацию по теме «Онтология эстетических расположений» (защита в диссерт. совете СамГУ, науч. консультант – проф. В. А. Конев). С 2004 года – профессор по кафедре философии. Осуществляет руководство подготовкой аспирантов и соискателей. С 2007 – ответственный редактор журнала Вестник Самарской гуманитарной академии (Серия «Философия. Филология»).

Организатор:

Философского клуба «Симпозион» (СаГА, 1993).

Сайта «Философская Самара» (www.phil63.ru) (2007).

Центра философских и эстетических исследований (2007).

Конференций и семинаров:

Российской конференции «Дело философии в постклассическую эпоху», СаГА, философско-филологический факультет, 26–27 сентября 2002 (председатель оргкомитета).

Российского научного семинара «Трансформация субъективности в постнеклассическую эпоху, СаГА, философско–филологический факультет, 25 сентября 2003 (председатель оргкомитета).

Межвузовской научной конференции «Постнеклассические исследования в философии», СаГА, философско–филологический факультет, 22 февраля 2005 (председатель оргкомитета).

Читайте также:  Противогрибковый гель для душа при разноцветном лишае

Российской конференции «Классические и неклассические идеи в философии: разрывы и связи», 23–24 марта 2006 (председатель оргкомитета).

Российской конференции «Классическая и неклассическая философия в социокультурном контексте», 27-28 сентября 2007 года (председатель оргкомитета).

Российского семинара «Метафизика простых вещей», 8-9 февраля 2008 (председатель оргкомитета)

Инициатор издания и редактор:

Философского ежегодника «Mixtura verborum» (издается с 1999 г.)

Тематические направления исследовательской деятельности

1. Эстетика, онтология, антропология.

В центре внимания Сергея Лишаева находится эстетическое событие, которое описывается как опыт встречи с Другим во всей топологической конкретности его расположения «на местности» (в месте обнаружения Другого) и в локусе переживающего данность Другого мыслящего и чувствующего тела. Внимательный осмотр места события привел к необходимости разработать концепцию эстетики как феноменологии эстетических расположений и провести онтолого–эстетический анализ феноменов «ветхого», «старого», «юного», «молодого», «мимолетного», «затерянного», «маленького», «беспричинно–радостного», «уютного», а также таких отвергающих человеческое присутствие расположений, как «ужасное», «безобразное», «страшное», «тоскливое», «скучное». Их феноменологическое описание потребовало существенного обновления концептуального инструментария философской эстетики, в которую были введены такие понятия, как «эстетическое расположение», «преэстетическая расположенность», «эстетика утверждения» и «эстетика отвержения», «эстетика пространства», «эстетика времени» и др.

Аналитика эстетических расположений как непреднамеренных (непроизвольных) встреч с Другим в его чувственной данности как относительно или абсолютно особенного послужило стимулом для исследования возможностей и границ эстетической деятельности. В результате были вычленены и описаны такие типологические формы эстетической деятельности, как «эстетическое паломничество», «эстетическое действо» и «художественно-эстетическая деятельность». В частности, был продуман экзистенциальный, эстетический и культурный смысл обращенности многих художников ХХ века к работе в горизонте эстетики отвержения (ужасное, страшное, отвратительное, мерзкое и т. п.).

2. История русской философии + лингвокультурология и когнитивная лингвистика.

С. А. Лишаев рассматривает связь тематических полей отечественной философии и стилистических характеристик письма русских мыслителей с тем ментальным и социально-культурным пространством, в котором она зарождалась и развивалась. Причем особое внимание уделяет им исследованию того влияния, которое оказало (и оказывает) на формирование тематических приоритетов и мыслительных фигур отечественной философии семантическое поле русской речи, а ближайшим образом – смысловая конфигурация семантических «векторов» таких существенных для философского мышления концептов, как «благообразие», «дух», «правда», «истина», «другой». Своеобразие истории русской философии и культуры в ХIХ и ХХ веках он видит в сосуществовании архаических (мифологических, магических), традиционных (христианских, православных) и «современных» установок и ценностей (гуманизм, Просвещение, «расколдование» мира). Он полагает, что понять историю отечественной мысли невозможно без учета тех дорефлексивных предпосылок мышления, которые имперская Россия унаследовала от Московского царства, и исходя их этой установки предпринимает попытки реализовать ее в исследовании отдельных периодов и направлений русской философии.

3. Философия литературы. Предпринята попытка философско-эстетического и экзистенциально-антропологического прочтения творческого наследия А. П. Чехова.

Научные публикации:

Монографии:

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Учебные пособия:

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России). Курс лекций: Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 226 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 2: Вторая половина ХIХ-го века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев): Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 240 с.

Статьи (избранные):

А.П. Чехов: критика быта как презентация бытия (Образ Чехова в пространстве метафизики) // Философия культуры’ 96: Сборник научных статей. – Самара: Издательство «Самарский университет», 1996. 0,92 п. л.

Читайте также:  Лишай у человека народные способы

А. П. Чехов и новая рациональность // Философия и культура’ 97: Сб. науч. статей. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997, 0,55 п. л.

А. П. Чехов: выразительность невыражения (О метафизическом смысле «сдержанности» и «паузы» в «мире Чехова») // Философия культуры’ 98: Сборник научных статей. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. 1 п. л.

«Чеховское настроение» в онтологическом измерении // Вестник Самарского государственного университета. 1998, № 3 (9). 0,5 п. л.

А. П. Чехов: жизнь души в зеркале состояний (К анализу эффекта неопределенности в произведениях Чехова) // Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Вып. 5. – Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 1998 1,3 п. л.

Кант и «современность»: Категория возвышенного в контексте постмодерна // Вестник Самарского государственного университета, 1999. № 3(13). 0, 35 п. л. https://www.ssu.samara.ru/~vestnik/gum/1999web3/phyl/199930505.html

А. П. Чехов: Стилистика неопределенности // Mixtura verborum’ 99. – Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000. 0,5 п. л.

А. П. Чехов: дух, душа и «душечка» (форма и материя по рассказу А. П. Чехова «Душечка») // Mixtura verborum’ 99. – Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000. 1,22 п. л.

К проблеме онтологической эстетики: Бытие и Небытие как принципы анализа эстетических феноменов // Вестник Самарского государственного университета. 2000. № 3 (17). 0, 6 п. л. https://www.ssu.samara.ru/~vestnik/gum/2000web3/phyl/200030502.html

Мерцающая предметность: К «парадоксу литературоведа» // Методологические проблемы социогуманитарного познания. – Самара: Изд-во Самар. гуманит. академ., 2001. 0,7 п. л.

Разговор о «Разговоре…» // Логос. Философско-литературный журнал. №1. М., 2001. 0,5 п. л. https://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_1/2001_1_05.htm

Близость Другого (К анализу семантического потенциала «Другого» в горизонте постклассической философии) // Смысл «и» выражение: контроверзы современного гуманитарного знания»: Сборник статей и выступлений. Самара: Изд-во «Двадцать первый век», 2001. 0,5 п. л. https://ihtik.lib.ru/philosarticles_21dec2006/philosarticles_21dec2006_4969.rar

Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа) // Вопросы философии. 2001. № 9. 0,9 п. л.

«Отшатывание» и «притяжение» в экзистенциальной аналитике Dasein и в аналитике эстетических расположений // Mixtura verborum’2001: Непредставимое и метаязык. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002. 1,5

Банное действо (Феноменологический анализ и эстетический комментарий) // Mixtura verborum’2002: По следам человека. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002. 2,2 п. л.

Возникновение русской философии. Языковой аспект // Mixtura verborum’ 2003: Возникновение, исчезновение, игра. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2003. 1, 8 п. л.

«Дух»: семантический портрет и философский комментарий // Mixtura verborum’ 2003: Возникновение, исчезновение, игра. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2003. 1,2 п. л.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей) // Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. 1, 8 п. л.

Старое, старинное, ветхое Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. 0, 5 п. л.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей). Часть 2. // Mixtura verborum’ 2005: тело, смысл, субъект. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2005. 1,6 п. л.

Кризис гуманизма в зеркале повседневности: От уюта к комфорту // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность. Материалы междунар. конгр., посвящ. 1000– летию г. Казани. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. 1 п. л.

Гуманитарий и информационный стресс (к современным практикам письма и чтения) // Идея университета и топос мысли: Материалы конференции, посвященной 25-летию кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ. – Самара. Изд-во Сам ун-та». 2005. 0,5 п. л.

«Правда» и «истина» (языковая концептуализация мира и тематическое своеобразие русской философии) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск Философия. Филология. №. 1 (4). 2006. 3, 5 п. л.

Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание // Mixtura verborum’ 2006: топология современности. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. 1, 5 п. л.

Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 1. 2007. 0, 8 п. л.

Читайте также:  Не дорогая эффективная мазь при лишае

Старая фотография // Mixtura verborum’ 2007: сила простых вещей. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. 1, 2 п. л.

Эстетика простора (простота, пустота, чистота, воля) // Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 2. 2007. 0, 5 п. л.

Молот старости // Мир философии – мир человека. М.: Изд-во «Гуманитарий». Приложение 2007 г. к журналу «Философские науки». 0,5 п. л.

Источник

СПб.: Алетейя, 2012. -256 с. (2-е изд., испр.)
Серия Тела мысли
ISBN 978-5-91419-746-6

Книга представляет собой исследование эстетического опыта, возникающего в процессе особой, направленной на его достижение деятельности. Опираясь на концептуальный инструментарий феноменологии эстетических расположений, автор выделяет эстетическое паломничество, эстетическое действо и художественно-эстетическую деятельность в качестве трех типов эстетической активности. Особое внимание уделяется обоснованию и конкретизации (на примере «банной церемонии») феномена эстетического действа. Во второй части исследования рассматривается специфика художественно-эстетического опыта в его отличии от опыта эстетического, не связанного с созданием произведений искусства.
Книга представляет интерес для философов, культурологов, литературоведов, искусствоведов, психологов и всех, кто интересуется современной эстетикой, антропологией, онтологией и теорией культуры.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Ситуация в эстетике 5
Классическая эстетика и эстетика Другого 7
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 10

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Эстетика Другого: замысел, важнейшие понятия и тематические горизонты 13
1.2. Феноменология эстетических расположений и эстетическая деятельность (Эстетика как картография) 26
1.3. Эстетическое паломничество 31
1.4. Эстетическое действо (банная церемония Алёши Бесконвойного) 41
Тихая радость Алеши Бесконвойного 41
«Одна такая суббота», или Наука о том, как топить баню 44
«Будет там березке тепло и хорошо» 48
Баня и банное действо (прагматика и эстетика) 50
Что значит: «жизнь стала понятной»? 53
«Не мышонок, не лягушка, а неведома зверюшка…» 56
Кое-что о чувствах и мыслях, которые овладевают Алешей Бесконвойным по ходу исполнения незамысловатых фигур банного «танца» 59
Эстетическое расположение 63
Банное действо и жизнь сознания: непроизвольные мысли, образы, воспоминания 65
Радость жданная и нежданная 70
Дела житейские и эстетическое действо 73
Банная церемония в контексте европейской эстетики: от произведения искусства к расположению как эстетическому событию 79
1.5. Художественно-эстетическая деятельность 90
Произведение искусства как заранее подготовленное место для встреч с Другим: автор, читатель, произведение и Другое 90
Кризис классического искусства и рождение новой эстетики 96
Краткие выводы и исследовательские перспективы 97

ГЛАВА2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ РАСПОЛОЖЕНИЙ
2.1. Щит Персея: отвергающие расположения и художественное произведение 102
2.1.1. Искусство и эстетика отвержения: одно чувство — два мира 105
2.1.2. Эстетическое и художественное в художественно-эстетическом расположении и ситуация двоемирия 109
2.1.3. Художественно-эстетическое отвержение и многообразие видов художественного творчества 116
2.1.4. Три ситуации, в которых Другое открывается в модусах Небытия и Ничто 123
2.1.5. Quinta del Sordo 128
2.1.6. Художник и художественно-эстетическое отвержение 136
2.1.7. Художественно-эстетическое отвержение и его антропологический смысл 138
2.2. Утверждающие эстетические расположения и художественное произведение 143
2.2.1. Эстетика утверждения: эстетические и художественно-эстетические расположения 144
2.2.2. Многообразие утверждающих эстетических расположений и их «присутствие»
в художественно-эстетической деятельности 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Феноменология эстетических расположений и ее конкретизация (феномены ветхого, юного, мимолетного, ужасного, страшного, тоскливого) 180

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Философия и искусство: различие уже в замысле 190
Общие «места» философии и искусства 191
Под покровительством Эрота 194
Двусмысленность замысла 196
Философия и искусство в горизонте различия 200
Самосознание в философии и в искусстве 201
Власть замысла (смысл и образ в горизонте за-мысла) 202
Не-обходимость языка 205
Старение языка и необходимость обновления 207
Говорить своим языком 209

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Мерцающая предметность: художественное произведение как предмет литературоведческого и философского исследования 210

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Произведение искусства в широком и узком смысле слова и художественное произведение 227

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Эстетика отвержения и эстетика возвышенного в художественном произведении 234

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Наложение эстетических эффектов (на материале литературного творчества) 248

Источник