Лишаев с а о чехове

С. А. Лишаев

«…Настроения и расположения души, определяемые
ее общим чувством, служат последнею, глубочайшею
основою наших мыслей, желаний и дел…

Наши мысли, слова и дела суть первоначально не образы внешних вещей, а образы или выражения общего чув-ства души, порождения нашего сердечного настроения.»

П. Д. Юркевич[4, с. 81]

Многое в творчестве Чехова стало бы понятней, если бы удалось выделить исходный элемент, что-то вроде живой клеточки его художественного мира. И если мы говорим о новизне и оригинальности творчества Чехова в русской культурной традиции, то эта оригинальность должна сказываться и на «элементарном» уровне.

В самом деле, что выражает, описывает, исследует Чехов в своих произведениях? По-моему, единица чеховского описания — это состояние, состояние души. Писатель изображает человека, жизнь через описание его состояний, их возникновение, смену, движение. В центре его внимания находится именно состояние героя, а не его характер, социальное положение, мировоззрение, не замысловатая цепь его действий, приводящая к определенному внешнему или внутреннему результату. Все это не значит, конечно, что в русской литературе до Чехова не описывались состояния; но дело в том, что в классических произведениях до чеховской поры душевное состояние выступало как подчиненный момент повествовательного или (и) идейного движения, а в центре внимания автора произведения находилась или судьба героя (героев), или «судьба» идеи (идей).

У Чехова же мы совсем не видим героев, в применении к его персонажам слово «герой» так и хочется взять в кавычки. У него мы встречаем персонажей, претерпевающих жизнь, порой мучительно ищущих выхода к смыслу, к правде, к реализации своей жизни, но не имеющих на это сил, не знающих, как и каким образом найти себя в жизни, как обрести себя потерянного. Герой деятелен, герой возвышен, герой до конца исчерпывает выпавший ему жребий, чего никак не скажешь о «героях» Чехова, которые никак не могут пройти свой путь, и тем более пройти его до конца и пусть трагически, но утвердить себя в бытии, извлечь истину. В то же время это и не комические герои, — слишком уж серьезны они в своей тоске, слишком тонки их чувства и мысли, неоднозначны характеры, сложны и неопределенны мотивы их действий, их чувств, мыслей и движений. Кто же или что же находится в центре чеховского описания-изображения? Ответ и сложен и прост одновременно: подлинный герой чеховской прозы — жизнь, данная читателю в состояниях его персонажей и в общем настроении его произведений. Жизнь проживает людей, которым не удается прожить свою жизнь, извлечь ее смысл, утвердить себя как действительно сущих.

Человеческие качества, характер, идея со своим содержанием у Чехова всегда как бы оттеснены на второй план повествования, где персонажи описываются через состояния как некоторые надындивидуальные структуры, по отношению к которым получают свой вес, свое качество мысли, поступки
и сама жизнь человека. Чехова волнует состоятельность или несостоятельность персонажа, которая определяется через состояния(е) его души, их глубину или поверхностность, их прозрачность или темноту1. Человек, будучи конечным одушевленным существом, конституируется в качестве универсального существа через свое отношение к универсальным (свободным) состояниям души2. Как универсальные, эти состояния (чувства, мысли) являются более устойчивыми образованиями, чем отдельные люди (хотя, конечно, нет состояний без людей); люди порой попадают в эти состояния, в человеческой речи они фиксируются словесно, но это не значит, что они присущи каждому человеку в отдельности в каждый данный момент времени. Состояния разрешимы в разное время на разных людях. А. П. Чехов занимался тем, что исследовал действие (разрешимость) тех или иных состояний в разных средах (в разных людях, социальных и культурных слоях), что справедливо как по отношению к отдельным произведениям писателя, так и по отношению к их замкнутым на те или иные состояния группам текстов. Серийность чеховских рассказов как раз и обусловлена единством состояния, которое исследуется в серии подобно тому, как музыкальная тема развивается и усложняется в вариациях. Еще у Овсянно-Куликовского (современника Чехова) мы находим любопытное высказывание на этот счет. Развивая аналогию «художник-ученый», критик делил первых на художников наблюдателей (им соответствуют, по его мнению, методы таких описательных наук, как зоология, ботаника, история) и экспериментаторов (им соответствуют методы физики и химии); первые дают целостную, всестороннюю и адекватную действительности художественную картину мира и человека, вторые же, концентрируя внимание на отдельных искусственно выделенных явлениях, искажают картину жизни в целом, но зато с удивительной глубиной проникают в избранные области. Чехова Овсянно-Куликовский относит ко второму классу, то есть к глубоким, хотя и тенденциозным аналитикам жизни. По его мнению, «…он [Чехов] выделяет из хаоса явлений, представляемых действительностью, известный элемент и следит за его выражением, его развитием в разных натурах, как химик, выделяя какое-либо вещество, изучает его действие, его свойства в различной среде. Сборник, куда вошла „Скучная история“, озаглавлен „Хмурые люди“, — в нем Чехов изучает не типы, например, ученого („Скучная история“) или почтальона („Почта“) и т. д., а тот душевный уклад или тот род самочувствия [курсив мой. — С. Л.], который можно назвать „хмуростью“ и который в душе ученого проявляется известным образом, у почтальона — другим. Чехов исследует психологию этой „хмурости“ в различной душевной среде, — он изучает в этих очерках не людей, а „хмурость“ в людях» [3, с. 465]. Оставив в стороне проводимое критиком разделение художников на наблюдателей и экспериментаторов3, нельзя не подивиться проницательности этого суждения, которое, к сожалению, не было им разработано подробнее.

Читайте также:  Большой лишай у человека

Персонажи и состояния. Перед тем как перейти к текстуальному анализу состояний, необходимо кратко охарактеризовать чеховских персонажей с точки зрения их отношения к состояниям.

Во-первых, это герои, имеющие состояние актуально и реализующие его в поступке «телесно» и — или — ментально; и в том и в другом случае это означает для персонажа серьезный жизненный подвиг, сдвиг в сознании и в судьбе, некое движение «в средине естества», никогда тем не менее — в изображении Чехова — не имеющее значения итогового свершения, оправдывающего жизнь, но лишь значение шага на пути к свободе, смыслу и спасению. Герои этой группы немногочисленны. Это, например, госпожа NN («Рассказ госпожи NN»), инженер Ананьев («Огни»), Иван Великопольский («Студент»), Алехин («О любви»), Гуров («Дама с собачкой»), Надя Шумилина («Невеста») и др.

Во-вторых, это герои, которые переживают (имеют) некоторое состояние, но (в пределах произведения) не реализуют его. Назовем лишь некоторых персонажей, которых можно отнести к этой группе: Егорушка («Степь»), сельская учительница Марья Васильевна («На подводе»), Наденька («Шуточка»), штабс-капитан Рябович («Поцелуй»). Здесь внимание Чехова сосредоточено на самом состоянии, а его возможная реализация или не реализация остается в тени.

В-третьих, это герои, которые не имеют состояния актуально как положительного переживания какого-то чувства или мысли, но имеют его негативный коррелят, мучительное переживание душевной пустоты, лишенности жизни, бесконечной тоски по тому, что было когда-то или могло быть. Эта группа является у Чехова, пожалуй, самой многочисленной. К ней относится большинство главных персонажей его пьес
и такие, например, герои рассказов, как Подгорин («У знакомых»), Огнев («Верочка»), Вера Кардина («В родном углу»). Их можно назвать носителями минус-состояния.

В-четвертых, это герои, которые не имеют состояний, но не испытывают по этому поводу никаких минус-состояний. Они всегда равны самим себе, с ними ничего не происходит (во внутреннем плане) по ходу действия. Они целиком погружены в ситуативные состояния и ими одними озабочены. Это большинство персонажей его ранних юмористических рассказов и водевилей. В «серьезных» произведениях зрелого Чехова такие «мертвые души» весьма немногочисленны. Назовем некоторых: лакей Яша («Вишневый сад»), Наташа («Три сестры»), гувернантка Христина Дмитриевна («Случай из практики»), служанка Поля («Рассказ неизвестного человека»). Всегда корректный в изображении своих героев, для этой категории Чехов делает исключение, изображая их хотя и без излишнего сатирического заострения, «объективно», но с явно прочитываемой, нескрываемой антипатией4.

Говоря об отношении персонажа к состояниям, я употребил выражение «иметь/не иметь состояние», а между тем оно стилистически и семантически не совсем удачно, поскольку не точно выражает то, как состояния представлены у самого Чехова. У него скорее состояния «имеют» людей, чем люди имеют состояния, характер этой связи можно передать словами старой бардовской песни: «Не я участвую в войне,— она участвует во мне». (В дальнейшем в статье подробно будет рассмотрена связь персонаж — состояние по линии активность — пассивность, субъектность — бессубъектность.)

Читатель и состояния. Проза Чехова не только дает художественное описание состояний, но и производит их в читателе (зрителе). Чехов — тенденциозный писатель; он хочет производить определенное впечатление и настроение и производит его; чеховский текст настраивает читателя на самостоятельное движение вглубь души, вглубь мира. Конечно, Чехов не маг, а его тексты — не магические тексты, так как они настраивают лишь в той мере, в какой читатель настраивается, подставляя под чеховские образы свой опыт, свою жизнь. Чехов, в отличие от своих великих предшественников, не стремится обратить читателя в свою веру, силой образов привести его к содержательно определенной правде жизни, скорее он хочет ввести его в состояние, пробудить его метафизическое чувство и связанную с ним потребность в самопознании. (Лев Толстой, например, относился к такого рода «эффекту неопределенности», производимому чтением рассказов писателя, отрицательно5.)

Чехов создает произведения, нацеленные на исключение самой возможности трансляции квазимыслительных форм, которые читатель отслаивал бы от «живой» писательской мысли. У Антона Павловича Чехова было абсолютное чувство живого и мертвого, и его художественный мир нацелен на производство не содержаний, а состояний, в которых возможно свободное движение человеческой души.

Источник

Лишаев Сергей Александрович

Учёная степень: доктор философских наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Философские науки

Регион: Самарская область

Рейтинг: 62 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

Читайте также:  Китайские препараты от лишая

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии “Известные Ученые”

Лишаев Сергей Александрович

Доктор философских наук, профессор, руководитель Центра философских и эстетических исследований Самарской гуманитарной академии, профессор кафедры философии.

Родился в 1963 году в г. Куйбышев (Самара). В 1987 году окончил исторический факультет Куйбышевского государственного университета. Работал ассистентом на кафедре философии Самарской экономической академии. Учился в аспирантуре Самарского государственного университета под руководством проф. В. Н. Борисова. В ноябре 1992 защитил кандидатскую диссертацию на тему «О специфике гуманитарного исследования» в Самарском государственном университете.

С 1992 года и до настоящего времени работает в Самарской гуманитарной академии (СаГА). Занимал должности доцента, профессора философско-филологического факультета СаГА, декана философско-филологического факультета, заведующего кафедрой гуманитарных дисциплин. В 2001 году защитил докторскую диссертацию по теме «Онтология эстетических расположений» (защита в диссерт. совете СамГУ, науч. консультант – проф. В. А. Конев). С 2004 года – профессор по кафедре философии. Осуществляет руководство подготовкой аспирантов и соискателей. С 2007 – ответственный редактор журнала Вестник Самарской гуманитарной академии (Серия «Философия. Филология»).

Организатор:

Философского клуба «Симпозион» (СаГА, 1993).

Сайта «Философская Самара» (www.phil63.ru) (2007).

Центра философских и эстетических исследований (2007).

Конференций и семинаров:

Российской конференции «Дело философии в постклассическую эпоху», СаГА, философско-филологический факультет, 26–27 сентября 2002 (председатель оргкомитета).

Российского научного семинара «Трансформация субъективности в постнеклассическую эпоху, СаГА, философско–филологический факультет, 25 сентября 2003 (председатель оргкомитета).

Межвузовской научной конференции «Постнеклассические исследования в философии», СаГА, философско–филологический факультет, 22 февраля 2005 (председатель оргкомитета).

Российской конференции «Классические и неклассические идеи в философии: разрывы и связи», 23–24 марта 2006 (председатель оргкомитета).

Российской конференции «Классическая и неклассическая философия в социокультурном контексте», 27-28 сентября 2007 года (председатель оргкомитета).

Российского семинара «Метафизика простых вещей», 8-9 февраля 2008 (председатель оргкомитета)

Инициатор издания и редактор:

Философского ежегодника «Mixtura verborum» (издается с 1999 г.)

Тематические направления исследовательской деятельности

1. Эстетика, онтология, антропология.

В центре внимания Сергея Лишаева находится эстетическое событие, которое описывается как опыт встречи с Другим во всей топологической конкретности его расположения «на местности» (в месте обнаружения Другого) и в локусе переживающего данность Другого мыслящего и чувствующего тела. Внимательный осмотр места события привел к необходимости разработать концепцию эстетики как феноменологии эстетических расположений и провести онтолого–эстетический анализ феноменов «ветхого», «старого», «юного», «молодого», «мимолетного», «затерянного», «маленького», «беспричинно–радостного», «уютного», а также таких отвергающих человеческое присутствие расположений, как «ужасное», «безобразное», «страшное», «тоскливое», «скучное». Их феноменологическое описание потребовало существенного обновления концептуального инструментария философской эстетики, в которую были введены такие понятия, как «эстетическое расположение», «преэстетическая расположенность», «эстетика утверждения» и «эстетика отвержения», «эстетика пространства», «эстетика времени» и др.

Аналитика эстетических расположений как непреднамеренных (непроизвольных) встреч с Другим в его чувственной данности как относительно или абсолютно особенного послужило стимулом для исследования возможностей и границ эстетической деятельности. В результате были вычленены и описаны такие типологические формы эстетической деятельности, как «эстетическое паломничество», «эстетическое действо» и «художественно-эстетическая деятельность». В частности, был продуман экзистенциальный, эстетический и культурный смысл обращенности многих художников ХХ века к работе в горизонте эстетики отвержения (ужасное, страшное, отвратительное, мерзкое и т. п.).

2. История русской философии + лингвокультурология и когнитивная лингвистика.

С. А. Лишаев рассматривает связь тематических полей отечественной философии и стилистических характеристик письма русских мыслителей с тем ментальным и социально-культурным пространством, в котором она зарождалась и развивалась. Причем особое внимание уделяет им исследованию того влияния, которое оказало (и оказывает) на формирование тематических приоритетов и мыслительных фигур отечественной философии семантическое поле русской речи, а ближайшим образом – смысловая конфигурация семантических «векторов» таких существенных для философского мышления концептов, как «благообразие», «дух», «правда», «истина», «другой». Своеобразие истории русской философии и культуры в ХIХ и ХХ веках он видит в сосуществовании архаических (мифологических, магических), традиционных (христианских, православных) и «современных» установок и ценностей (гуманизм, Просвещение, «расколдование» мира). Он полагает, что понять историю отечественной мысли невозможно без учета тех дорефлексивных предпосылок мышления, которые имперская Россия унаследовала от Московского царства, и исходя их этой установки предпринимает попытки реализовать ее в исследовании отдельных периодов и направлений русской философии.

3. Философия литературы. Предпринята попытка философско-эстетического и экзистенциально-антропологического прочтения творческого наследия А. П. Чехова.

Научные публикации:

Монографии:

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Учебные пособия:

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России). Курс лекций: Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 226 с.

Читайте также:  Лишай в виде красного пятна

История русской философии. Ч. II. Книга 2: Вторая половина ХIХ-го века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев): Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 240 с.

Статьи (избранные):

А.П. Чехов: критика быта как презентация бытия (Образ Чехова в пространстве метафизики) // Философия культуры’ 96: Сборник научных статей. – Самара: Издательство «Самарский университет», 1996. 0,92 п. л.

А. П. Чехов и новая рациональность // Философия и культура’ 97: Сб. науч. статей. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1997, 0,55 п. л.

А. П. Чехов: выразительность невыражения (О метафизическом смысле «сдержанности» и «паузы» в «мире Чехова») // Философия культуры’ 98: Сборник научных статей. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. 1 п. л.

«Чеховское настроение» в онтологическом измерении // Вестник Самарского государственного университета. 1998, № 3 (9). 0,5 п. л.

А. П. Чехов: жизнь души в зеркале состояний (К анализу эффекта неопределенности в произведениях Чехова) // Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Вып. 5. – Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 1998 1,3 п. л.

Кант и «современность»: Категория возвышенного в контексте постмодерна // Вестник Самарского государственного университета, 1999. № 3(13). 0, 35 п. л. https://www.ssu.samara.ru/~vestnik/gum/1999web3/phyl/199930505.html

А. П. Чехов: Стилистика неопределенности // Mixtura verborum’ 99. – Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000. 0,5 п. л.

А. П. Чехов: дух, душа и «душечка» (форма и материя по рассказу А. П. Чехова «Душечка») // Mixtura verborum’ 99. – Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000. 1,22 п. л.

К проблеме онтологической эстетики: Бытие и Небытие как принципы анализа эстетических феноменов // Вестник Самарского государственного университета. 2000. № 3 (17). 0, 6 п. л. https://www.ssu.samara.ru/~vestnik/gum/2000web3/phyl/200030502.html

Мерцающая предметность: К «парадоксу литературоведа» // Методологические проблемы социогуманитарного познания. – Самара: Изд-во Самар. гуманит. академ., 2001. 0,7 п. л.

Разговор о «Разговоре…» // Логос. Философско-литературный журнал. №1. М., 2001. 0,5 п. л. https://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_1/2001_1_05.htm

Близость Другого (К анализу семантического потенциала «Другого» в горизонте постклассической философии) // Смысл «и» выражение: контроверзы современного гуманитарного знания»: Сборник статей и выступлений. Самара: Изд-во «Двадцать первый век», 2001. 0,5 п. л. https://ihtik.lib.ru/philosarticles_21dec2006/philosarticles_21dec2006_4969.rar

Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа) // Вопросы философии. 2001. № 9. 0,9 п. л.

«Отшатывание» и «притяжение» в экзистенциальной аналитике Dasein и в аналитике эстетических расположений // Mixtura verborum’2001: Непредставимое и метаязык. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002. 1,5

Банное действо (Феноменологический анализ и эстетический комментарий) // Mixtura verborum’2002: По следам человека. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002. 2,2 п. л.

Возникновение русской философии. Языковой аспект // Mixtura verborum’ 2003: Возникновение, исчезновение, игра. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2003. 1, 8 п. л.

«Дух»: семантический портрет и философский комментарий // Mixtura verborum’ 2003: Возникновение, исчезновение, игра. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2003. 1,2 п. л.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей) // Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. 1, 8 п. л.

Старое, старинное, ветхое Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. 0, 5 п. л.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей). Часть 2. // Mixtura verborum’ 2005: тело, смысл, субъект. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2005. 1,6 п. л.

Кризис гуманизма в зеркале повседневности: От уюта к комфорту // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность. Материалы междунар. конгр., посвящ. 1000– летию г. Казани. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. 1 п. л.

Гуманитарий и информационный стресс (к современным практикам письма и чтения) // Идея университета и топос мысли: Материалы конференции, посвященной 25-летию кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ. – Самара. Изд-во Сам ун-та». 2005. 0,5 п. л.

«Правда» и «истина» (языковая концептуализация мира и тематическое своеобразие русской философии) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск Философия. Филология. №. 1 (4). 2006. 3, 5 п. л.

Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание // Mixtura verborum’ 2006: топология современности. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. 1, 5 п. л.

Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 1. 2007. 0, 8 п. л.

Старая фотография // Mixtura verborum’ 2007: сила простых вещей. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. 1, 2 п. л.

Эстетика простора (простота, пустота, чистота, воля) // Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 2. 2007. 0, 5 п. л.

Молот старости // Мир философии – мир человека. М.: Изд-во «Гуманитарий». Приложение 2007 г. к журналу «Философские науки». 0,5 п. л.

Источник