Экзема в древнем египте
Кожное заболевание – экзема и её симптомы известны с древнейших времен, но в самостоятельное заболевание она была выделена не так давно, – около двух столетий назад. Признаки заболеваниями экземой были найдены в древних захоронениях Шотландии, Италии, Испании и многих других местах. Это заболевание не обходит стороной ни простых людей не королей. Экземой болели Мария Стюарт, Франциско Гойя, Антон Чехов и многие другие известные личности.
Экзема является наиболее распространенным дерматологическим заболеванием, которое составляет от 16 до 40% всех дерматозов. Экземой страдают почти поровну, как мужчины, так и женщины. У детей она протекает в разных вариантах, но болеет примерно каждый 15-й ребенок. До недавних пор, было доподлинно не известно, заразна экзема или нет, но последние исследования доказали – экзема не является инфекционным заболеванием. Она вызывается другими причинами, которых очень много.
В большинстве случаев болезнь проявляется, если в организме имеются неполадки с иммунной системой. При контакте с больным экземой болезнь не передаётся, поэтому заразится её невозможно. Так же экзема не передаётся по наследству, но может передаться предрасположенность к ней, и некоторым другим кожным заболеваниям. В группе наибольшего риска находятся дети, оба родителя которых болели экземой.
За несколько тысячелетий люди разработали множество способов борьбы с заболеванием, основанных на лекарственных растениях. В Индии с древних времен женщины для лечения экземы использовали сандаловое масло. Для них это была обычная процедура, которую они проводили ежедневно. Поэтому кожа индийских красавиц буквально пылает.
В сочетании с голубой глиной, масло сандалового дерева отлично борется с экземой. Древний рецепт достаточно прост: столовую ложку косметического молочка, чайную ложку косметической голубой глины и 2 капли сандалового масла, смешайте в стеклянной емкости и нанесите готовую смесь тонким слоем на кожу. Подождите примерно 20 минут, затем смойте глину теплой водой.
На Руси с древних времён кожные заболевания лечили травой, которая так и называлась Чистотел. Это растение выделяет белый сок, похожий на молоко, который ядовит. Поэтому в древности его называли «молоком змеи». Древние греки считали, что сами боги послали молоко змеи людям для лечения различных заболеваний.
О лечебных свойствах чистотела упоминается ещё в 372 г. до н.э. Теофраст – ученый Древней Греции использовал его для лечения различных заболеваний: опухолей печени, желчных камней и запоров. В средние века его информация была использована другими медиками и вошла в медицинские трактаты.
Недавние исследования подтверждают, что эта ядовитая трава не только очищает организм, но, по словам травников успешно борется с раковыми клетками. Чистотел сдерживает рост опухолей, а также в послеоперационном периоде, помогает бороться с метастазами.
Использование молока змеи в онкологии объясняется его способностью очищать организм, от токсинов противораковой медицины, антибактериальных и противогрибковых агентов. Чистотел может успешно избавить от полипов в толстой кишке, и является одним из лучших народных средств для борьбы с этим заболеванием.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД / BACK
Источник
Еще не все тайны египетских мумий раскрыты
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
В последнее время ученые, работающие “близ медлительного Нила в царстве пламенного Ра”, совершили массу интереснейших открытий, которые, однако, остаются неизвестными массовому читателю. Книги о современной египтологии не переводят. СМИ, в лучшем случае, поведают нам про звук «ЭЭЭ», который «сказал» египетский жрец. Между тем, благодаря современным достижениям науки, мумии действительно удалось “разговорить”, и они сообщили нечто большее, чем звук “э”. Например, потрясающие сведения о медицине Древнего Египта, о том, чем болели, как лечились и от чего умирали египтяне.
Чуть ли не единственный источник актуальной и свежей информации – лекции известного российского египтолога Виктора Солкина, которые, к счастью, регулярно появляются в ютубе. О медицине Египта, о возможностях врачей прошлого и последних открытиях Виктор Солкин рассказал kp.ru.
Бог бальзамирования Анубис, склонившийся над мумией. Роспись саркофага, 11 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Фото: Виктор Солкин
– К сожалению, сегодня мало говорят о том, что достижениями современной медицины мы обязаны Древнему Египту, – отмечает Виктор Солкин. – Это самая древняя медицина в истории человечества, берущая начало еще в 4 тысячелетии до новой эры.
Слава о врачебном искусстве египтян шла по всему миру. Нередко при дворах иностранных царей главным магом, лекарем и толкователем снов был именно египтянин. И это, в общем-то понятно: развитие медицины связано с ритуалами бальзамирования и, в отличие от многих других культур, Египет не питал страха перед изучением человеческого тела.
Главная проблема – зубы
Исследователи констатируют: состояние зубов большинства мумий оставляет желать лучшего. И это притом, что страсть к гигиене была огромна: египтяне совершали омовения дважды в день, а зубы чистили особым составом, смесью пальмового масла с натроном – сочетанием соды и соли.
Но даже зубная паста не спасала, и виной тому был хлеб, который делался при помощи зернотерки: приспособление состояло из двух кусков известняка, крупицы которого всегда попадали в тесто и стирали зубы. Добавляло вреда и то, что египтяне были сладкоежками и не отказывали себе в финиках и меде.
От стоматологических проблем не были застрахованы даже фараоны! Когда в середине прошлого века медицинское освидетельствование проходила мумия Рамсеса II Великого, у ученых возникло серьезное подозрение, что фараона могли свести в могилу именно зубы. Из-за абсцесса у него была сильно повреждена челюстная кость.
Мумия Рамсеса II Великого в Египетском музее в Каире. 13 в. до н.э. Фото: Виктор Солкин
Врачи имели своеобразное представление о кариесе. Полагали, что в зубы попадает червь, которого нужно изгонять натроном. Но если червь победил, тогда шли другим путем: например, заменяли зубы протезами. Удивительно, что у некоторых мумий были обнаружены искусно сделанные золотые мосты с использованием чужих зубов или зубов, сделанных из слоновой кости. Мосты смотрелись достаточно стильно, в виде тонкой золотой полоски. Таким эффектным решением проблемы в древнем мире не мог похвастаться никто.
Рецепты красоты от египетских врачей
Египтяне знали массу рецептов, многие из которых используются до сих пор. Особенно востребованными эти рецепты оказались в косметологии: папирусы, посвященные рецептам красоты, изучали, к примеру, в домах Лореаль и Елены Рубинштейн.
Для замедления старения или, как значилось в письменных источниках, “чтобы волосы не становились седыми”, использовали человеческую плаценту. В основе множества снадобий лежало молоко ослицы, очень жирное и положительно влияющее на кожу. Технология приготовления препарата подчас была очень сложной. Чтобы получить средство от пигментных пятен, например, нужно было замешать лепешку из молока ослицы с компонентами 16 трав, особым образом испечь и поставить на паровую баню до образования масла на поверхности. Именно этим маслом и следовало мазать лицо. Рецепт, актуальный для Африки, где женщины страдали от сильного солнца, оказался работающим: его проверяли современные исследования.
Поразительно, но в Древнем Египте существовали даже тесты на беременность. Предлагалось взять девственную землю, содержащую песок и минимум грунта, засеять ее пшеницей и ячменем и полить мочой. Если женщина была беременна – всходы ускорялись и появлялись в указанное в папирусе время. Большее прорастание ячменя свидетельствовало в пользу мальчика, пшеницы – девочки.
Этот тест проверяли ученые из Германии и сами удивились большой его точности. Из 32 примеров успешными оказались 22.
Одной из ярких красавиц древности была царица Тейе, бабушка Тутанхамона. Миниатюрная женщина, ростом чуть выше 160 сантиметров, она и после смерти сохранила красоту. Ее тело было вызолочено, ногти покрашены терракотовым лаком на основе охры и смолы кедрового дерева. В отличие от большинства мумий, у Тейе сохранились хорошие зубы и – главное – потрясающие густые волосы. Но, как отмечают исследователи, в копне волос обнаружились вши и гниды. Паразиты были еще одной напастью египтян, и именно борьбой с ними объяснялась привычка большинства брить голову наголо.
Голова статуи царицы Тейе, бабушки Тутанхамона. 14 в. до н.э. Берлин, Египетский музей. Фото: Виктор Солкин
Черви и другие паразиты
Неверно полагать, будто египетские художники изображали на фресках какого-то абстрактного человека. Нет, запечатлевались конкретные люди и подчас детализация была поразительной. Например, на ряде фресок с рабочими, рыбаками и охотниками, древний художник изобразил людей с различными грыжами. А некоторые рисунки явственно указали врачам на филяриоз. Это заболевание развивается на фоне паразитирования в организме человека нитевидных червей, которые часто локализуются в гениталиях.
Древние папирусы не обошли вниманием паразитов, описав около 14 видов от круглых червей, до тех, что вызывали главную проблему Египта – шистоматоз. Паразиты, вызывающие шистоматоз, обитают в прибрежных водах Нила и проникают через кожу, разрушая мочеполовую систему человека. Неслучайно французские солдаты, прибыв в Египет ужаснулись. Их поразило, что египетские мужчины “кровоточат, как женщины”. С этой кровью промежуточные формы паразита попадают в воду, где цикл повторяется, когда паразит находит себе нового хозяина. Сейчас Египет покончил с шистоматозом, но долгое время это было настоящей напастью.
Крышка саркофага придворного карлика Джедхора. 4 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Фото: Виктор Солкин
При таких проблемах с паразитами неудивительно особое отношение к жидкостям из другого тела. Например, кровь имела магическое значение: даже тряпки, оставшиеся после бальзамирования – собирались в мешок, закрывались скульптурным изображением умершего и отправлялись в гробницу. Врачебные инструменты использовались лишь один раз. Богатые люди, обращаясь к врачу, заказывали инструменты, свободные от магического воздействия чужой крови. Сегодня очевидно, что такая “магия крови” имела и гигиеническое значение.
Скульптурная группа придворного карлика Сенеба с женой и детьми. 25 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Фото: Виктор Солкин
Проблемы с костями
Египтяне верили, что всем людям дан талант, который кто-то находит, а кто-то нет. Но если у человека увечье, то ему дана еще одна дополнительная сущность – магическая сила. Носителями магических сил считались карлики. Их было много, их очень любили. Сохранились скульптурные изображения придворных карликов, например, господина Сенеба, придворного карлика, жившего в 25 веке до н. э. или саркофаг карлика Джедхора, любимца одного из царей в 4 веке до н. э. Часто маленькие люди становились ювелирами, ведь ювелирное искусство подразумевало работу с магией, необходимой для создания амулетов и украшений.
Больше всего исследователям известно о заболеваниях костей жителей древнего Египта. О заболеваниях внутренних органов сказать что-то трудно, ведь внутренние органы не могли сохраниться до наших дней. Но в этом смысле примечательна мумия Менхеперра, жреца бога Амона, который жил в 11-10 веке до н э. У него был спинной туберкулез, от которого буквально обрушился позвоночник. Это стало одним из самых ярких примеров костного туберкулеза в Египте.
Мумия царицы Тейе. Фото сделано во время находки мумии в 1898 году. Милан, Центр египтологии миланского университета, архив Виктора Лоре
Тяжело болел и юный Тутанхамон, страдая от заболевания, при котором «спаивались» позвонки в шее, он не мог повернуть шею. У Тутанхамона были ослаблены конечности, ходить фараону было непросто и несколько сотен тростей, найденных в его гробнице, носят следы активного использования.
Известны и другие случаи костных болезней. Ученые установили, что обезображенная ступня мумии фараона Саптаха, молодого человека, жившего на рубеже 13-12 вв. до н э. – это следствие полиомиелита.
Мумия царя Саптаха со следами полиомиелита конечностей. 12 в. до н.э. Каир, Египетский музей. Фото: Catalogue General Antiquites Egyptiennes du Musee du Caire: The Royal Mummies. – Le Caire, 1912.
Египетские врачи умели блестяще сращивать кости, и наряду с зубопротезированием, применяли протезирование частей тела. Так, например, женщине, жившей в 15 веке до н. э., потерявшей большой палец ноги, сделали палец из дорогого черного дерева. Нельзя сказать, что женщине стало легче ходить, но в сандалии такой палец смотрелся органично. Страсть к целостности тела привела к тому что этот протез ушел в гробницу.
Протез пальца ноги мумии египтянки, жившей в 15 в. до н.э. Фото: Египетский музей в Каире, архив.
Кодекс древнеегипетского врача
Огромное внимание врачи уделяли функции сердца. “Начало тайн врача – знание хода сердца, от которого идут сосуды. Ибо каждый врач… касаясь головы, затылка, рук, ладоней, ног – везде касается сердца. От него направлены сосуды к каждому члену тела», – учили древние тексты.
Это удивительное свидетельство научного прорыва, тем более необычное, учитывая, что к функции мозга египтяне относились поверхностно и до Гиппократа функция мозга так и не была определена. При бальзамировании мозг вынимался специальными крючками через ноздри и это была единственная часть тела, которая выбрасывалась.
Если современные доктора часто используют канцелярит, то египтяне отдавали предпочтение “метафориту”, пользуясь очень поэтичной терминологией. Они считали, что у раны есть губы, уста и глотка, а задача врача – сшить губы раны, чтобы она не говорила. “Хорошая рана – это молчащая рана”, – считали доктора прошлого.
Медицинский папирус Эберса. 16 в. до н.э. Лейпцигский университет, архив
Недуги имели свою классификацию. Самые страшные и неизлечимые назывались «ААА», буквально передавая крик человека. Особенно страшными «ааа» были рак, чума, проказа, – то, что не лечилось никогда.
Чума приходила в Египет неоднократно и самая страшная эпидемия случилась в 14 веке до н.э. в эпоху Аменхотепа III. Это был период расцвета торговли, когда корабли бороздили моря, но вместе с крысами привозили с собой и чуму. Болезнь в первую очередь выкосила людей, живущих скоплениями: воинство, жречество и художников. После чумы в Фивах был упадок искусства, так, что царскому дому пришлось завозить мастеров искусства из других регионов.
Не так давно стало известно о страшной «ааа» великой Хатшепсут – фараона-женщины, правившей Египтом 22 года. Открытие произошло в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда археологи обнаружили гробницу с двумя мумиями, погребенными в позе цариц: одна рука вытянута вдоль тела, а вторая будто бы держит на груди скипетр. По предварительным исследованиям было известно, что одна из этих мумий – царица Хатшепсут. Но какая именно? Среди двух мумий одна была тонкая, хрупкая, с улыбкой на забальзамированном лице. Другая – без волос, несущая на себе следы тяжелой болезни. Еще до анализа ДНК археологи решили, что, конечно, Хатшепсут – это умиротворенная красавица.
Статуя Сехмет – львиноголовой богини воздаяния, покровительницы чумы и, одновременно, медицины. 14 в. до н.э. Турин, Египетский музей. Фото: Виктор Солкин
Однако анализ показал другое. Женщиной-фараоном была та, на чьем теле отпечаталась болезнь. Она прожила долгую жизнь, была очень полной, страдала от зубных абсцессов и страшного онкологического заболевания. Огромной опухолью была покрыта вся ее поясница, так, что следы опухоли сохранились даже на мумии.
Еще один пример «ааа» – мумия Рамсеса V, сохранившая следы оспы. Пустулы на коже фараона бальзамирвщики скрыть не смогли. Как свидетельствуют документы, болезни Рамсеса в Египте испугались так, что, когда фараона похоронили, Долина царей была на несколько месяцев закрыта для посещений даже стражи и лишь по прошествии пяти лет Рамсес VI достойно похоронил брата.
Пустулы на коже лица мумии Рамсеса V. Каир, Египетский музей. Фото: Catalogue General Antiquites Egyptiennes du Musee du Caire: The Royal Mummies. – Le Caire, 1912.
Мумии больше не разворачивают
Сегодня египтологи с ужасом говорят о развлечении викторианской Англии, когда гостей приглашали на “разворачивание мумии”. После застолья в зал вносили мумию, разворачивали ее, а потом – выкидывали или использовали в растертом виде, путая слова “мумия” с “мумие” и категорически не понимая, что у смолы, добытой в иранских нагорьях и у мумий – разное происхождение.
На рубеже 20-21 века на смену варварскому “разворачиванию” потехи ради появились неинвазивные методы, которые позволяют раскрыть секреты мумии, не разрушая ее.
Как отмечает Виктор Солкин, древние египтяне владели уникальными знаниями, основной массив которых был попросту забыт в Средние века. Многие вещи из Древнего мира вошли назад в эпоху Возрождения, через арабские источники, когда люди стали потихоньку вспоминать то, что прекрасно знали полторы тысячи лет тому назад.
Египтяне считали, что «живя, не следуя сердцу» и опираясь только на технологии, человек деградирует. Они искренне считали, что в изначальные времена человек был гармоничнее, искреннее, а потому жил счастливее. Возможно, они были не так уж и неправы.
Визуализация результата томографического исследования мумии жрицы Чесмутенгебтиу, жившей в 10 в. до н.э. Видны амулеты, положенные между погребальных пелен мумии. Фото: Британский музей, архив
P.S. Редакция “КП” ждет вопросов для Виктора Солкина. В будущих публикациях известный египтолог ответит на все, что интересует наших читателей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Анализ ДНК почти сотни египетских мумий шокировал ученых
Оказалось, что древние египтяне совсем не из Африки родом (подробности)
Ученые воссоздали голос египетского жреца, жившего три тысячи лет назад
Чтобы мумия «заговорила» исследователям хватило сохранившихся связок и гортани [видео]
Источник
Медицина в Древнем Египте формировалась на протяжении тысячелетий. О врачебной практике египетских знахарей стало известно благодаря сохранившимся папирусам. Их знания высоко ценились на родине и у средиземноморских соседей. Медицина была тесно связана с религиозными обрядами, которые занимали особо место в египетском обществе. Ее развитие отмечено с додинастического периода существования древней цивилизации до римских времен после установления узурпаторской власти императора Августа (Октавиана).
Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта.
Источники позволяют нам установить, что египтяне страдали от самых разных болезней и скрупулезно их описывали, пытались найти от каждой лечение, но болезни с неявными симптомами представляли для них загадку. В медицинских папирусах упоминаются сотни различных болезней и методов лечения
Медицинские папирусы
Папирус Эдвина Смита — один из самых значимых медицинских папирусов.
Папирус Кахуна (1800-1850 до н.э.) состоит из трёх частей, посвящённых медицине, ветеринарии и математике. Первый папирус состоит из трёх листов с медицинским текстом по теме гинекология, перечисляет 17 диагнозов женских заболеваний, 17 симптомов беременности, рецепты для зачатия, контрацепции или предписания к лечению истерии.
Папирусы из Рамессумы (1850 до н.э.) — два папируса, написанных иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство медицинских папирусов. Первый папирус — медико-магический, содержит рецепты, касающиеся родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила. Второй — чисто медицинский, текст частично утрачен. В сохранившейся части содержатся 20 рецептов, большей частью от болезни под названием «негибкость членов».
Папирус Смита (1550 до н.э.) содержит рациональные приёмы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, даёт рекомендации по их лечению и прогноз на выздоровление.
Папирус Эберса (1550 до н.э.) посвящён вопросам частной патологии, в нём описывается 250 заболеваний, 877 способов лечения, 900 рецептов лекарств.
Папирус Бругша (1400 до н.э.) представляет собой трактат по детским болезням, фактически первый известный трактат по педиатрии, хотя медицинская составляющая теряется за мистической.
В Берлинском папирусе описываются болезни сосудов и ревматизм, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить:
«Для распознания женщины, которая сможет родить и которая не сможет, растение «бедедука» растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать».
Папирус Хёрста (Верхний Египет) описывает рецепты эмпирического врачевания. В нём описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.
Лондонский папирус — основное внимание уделено магическим приёмам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печенью, содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своём составе касторовое масло. Из 61 рецепта 25 относятся к врачеванию.
В Лейденском папирусе приводятся рецепты и описаны приёмы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.
Папирус Эдвина Смита — один из самых значимых медицинских папирусов.
Врачебная практика
Медициной в Древнем Египте занимались жрецы. Геродот пишет, что их специализация различалась: «каждый врач занимается особым родом болезней: одни — глазные врачи, другие — врачи для головы, третьи — для зубов, и ещё иные — для невидимых болезней» и ещё был специальный «изготовитель лекарств», однако это свидетельство относится уже к Позднему периоду. Если врачебная специализация и была раньше, то относилась только к придворным медикам, да и то была условной, так как «специализации» одного врача перечисляются как почётные титулы.
У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта – Имхотеп, Мерит Птах, Песешет (первые женщины-врачи) и Хеси-Ра – остались в истории. Однако следует учитывать, что источники для столь древних эпох редко бывают абсолютно достоверны. Обстоятельства жизни и деятельности этих людей окружены легендами, более поздними дополнениями и искажениями.
Лечение мигрени путем привязывания к голове пациента глиняного крокодила.
Лечение в Древнем Египте представляло собой синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Но вместе с тем, встречаются и источники, в которых роль магии и заклинаний рассматривается как решающая, действенная сама по себе.
Магические методы воздействия заключались, как ни странно, в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Диагностика же заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.
Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мёд, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и далее до бесконечности) до более чем экзотических (частицы «небесного железа», метеорита — самого дорогого материала в Древнем Египте).
Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.
Многие методы были неэффективны или вредны — в частности, многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.
Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связи между пульсом и сердцем. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если они будут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».
Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.
Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени декоративный, нежели практический эффект.
Отдельно существовала и стоматология, однако находилась она на достаточно низком уровне развития. Состояние зубов большинства египтян было плохим из-за слишком грубого помола зерна. Стоматологические заболевания могли быть даже причиной смерти. Больной зуб, как правило, удалялся, в качестве обезболивающего использовался опиум.
Протез большого пальца из дерева и кожаное крепление; вероятно, использовался для облегчения ходьбы.
Источник