Домик моих родителей часто лишал сна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Николая Рубцова для учащихся 9 классов

«В горнице моей светло…»

(Звучит песня «Горница »)

Первая страничка «Аленький цветочек»

Вед. Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости!
2015 год – год литературы. Сегодня мы собрались с вами в литературной гостиной, чтобы провести день памяти, посвящённый замечательному русскому поэту Николаю Михайловичу Рубцову, в виде устного журнала «В горнице моей светло».

Вед. Вы только что прослушали замечательную песню «В горнице» на стихи Н.М. Рубцова. Давайте задумаемся всего лишь над двумя первыми строками стихотворения «В горнице моей светло. Это от ночной звезды…» может ли ночная звезда осветить горницу? Конечно, нет. Значит речь не только о быте, но и душе лирического героя. Горница – это и есть душа поэта. Сегодня мы попробуем приоткрыть вам душу поэта.

Вед 3 января 2016 года исполнится 80 лет со дня рождения. Зажигаем свечи в память о Николае Рубцове.

Иоткрываем 1 страничку журнала «Аленький цветочек».

Вед. В поселке Емецк, Архангельской области, 3 января 1936 года родился Николай Рубцов. Николай был пятым ребенком в семье.

Еще до войны в семье Рубцовых начинаются страшные утраты: в 1940-м году умирает старшая сестра Надя. 26 июня 1942 года от хронической болезни сердца умирает мать — Александра Михайловна, главная опора и надежда своих детей. А случилось это ужасающе обыденно и просто.
Ученик: «Шел первый год войны. Мать моя лежала в больнице. Старшая сестра вставала задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом. А я уходил в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним всячески, как только умел. Однажды, когда мы с братом возвращались из кинотеатра, возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». Сердце мое содрогнулось, и теперь я часто вспоминаю аленький цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла».

Домик моих родителей 
Часто лишал я сна.
 
– Где он опять, не видели?
 
Мать без того больна. –
 
В зарослях сада нашего

Прятался я как мог. 
Там я тайком выращивал
 
Аленький свой цветок.
 
Этот цветочек маленький
 
Как я любил и прятал!
 
Нежил его, – вот маменька
 
Будет подарку рада!
 
Кстати его, некстати ли,
 
Вырастить все же смог…
 
Нес я за гробом матери
 
Аленький свой цветок.
  (Безруков Д).

Вед. Коля попадает в детдом под Вологдой.
Позднее, вспоминая свое детство, поэт напишет:

Чтец:

Мать умерла. 
Отец ушел на фронт. 
Соседка злая 
Не дает проходу. 
Я смутно помню 
Утро похорон 
И за окошком 
Скудную природу.

Откуда только —
Как из-под земли! —
Взялись в жилье 
И сумерки и сырость… 
Но вот однажды 
Все переменилось,
 
За мной пришли, 
Куда-то повезли.
(Коженков М).

Вед. В детдоме Коле Рубцову было суждено провести целых семь сиротских — горьких и по-своему счастливых — лет. Но всю свою жизнь он с удивительной теплотой и любовью вспоминал эти места.

Вед. Николай Рубцов считался одним из лучших учеников. И школу Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал первое стихотворение, посвящённое своей любимой маме.

Вспомню, как жили мы

С мамой родною —

Всегда в веселье и тепле.

Но вот наше счастье

Распалось на части —

Война наступила в стране.

Уехал отец

Защищать землю нашу,

Осталась с нами мама одна.

Но вот наступило

Большое несчастье —

Мама у нас умерла.

В детдом уезжают братишки родные,

Остались мы двое с сестрой… (Безрукова В).

Вед. Это самое первое стихотворение Рубцова. Стихи еще неумелые, но они были рождены огромным душевным потрясением, потерей матери, братьев и сестёр.

Вед. Вторая страничка«Морской романтик»

Вед. Николай Рубцов… Он был настоящим романтиком. Еще в детстве начитавшись книг о морских путешествиях, буквально бредил морем. Закончив 7 классов, юный Рубцов отправляется в Ригу: там было море и – верх его мечтаний – мореходное училище! Но «мореходка» не приняла юного романтика, так как в неё зачисляли с 15 лет.

Вед. Можно представить себе горе подростка! Рухнул, каккарточный домик, первая его радужная мечта!

Вед. Но к морю он все-таки добрался.

Влекли меня матросские дороги

С их штормовой романтикой.

И вот Районный военком, седой и строгий,

Мне коротко сказал: «Пойдёшь на флот!»

Вед. В 1955 г. Н. Рубцова призвали в армию. Эскадренный миноносец — мощный, современный, красивый корабль на долгие четыре года стал для него родным домом, а море – родной стихией. Жизнь, как река после весеннего половодья, вошла, наконец, в берега. Вместе со строгим воинским уставом, боевой учёбой пришли надёжность и беспечность быта, что он не знал раньше. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова и весёлым, и общительным.

Чтец: Стихотворение: «Утро на море».

Как хорошо! Ты посмотри!

В ущелье белый пар клубится,

На крыльях носят свет зари

Перелетающие птицы.

Соединясь в живой узор,

Бежит по морю рябь от ветра,

Калейдоскопом брызг и света

Сверкает моря горизонт.

Вчера там солнце утонуло,

Сегодня выплыло – и вдруг,

Гляди, нам снова протянуло

Лучи, как сотни добрых рук. (Казаков)

Вед. Море несколько отвлекло его от тяжёлых раздумий, свежие впечатления, горько-солёный вкус морского простора и свободы оттеснили на второй план мысли о будущем. И всё же в своих стихотворениях в этот период Рубцов постоянно чередует «тему моря » и «тему поля», а там, где поля – там и холмы, и реки, и леса, и родная деревня, и родные люди, и Россия. Уходя, из военного флота при демобилизации Николай Рубцов не расстаётся, с флотом и морем, а на «корабле своей жизни» плывёт в море поэзии.

Вед. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова и весёлым, и общительным. Запомнилась им не только улыбка его, но и неразлучная с ним гармонь. Гармонь была неотделима от поэта на протяжении всей жизни.

Ученик играет на баяне «Эх, яблочко» (Казаков Данила)

Третья страничка «Тихая моя родина»

Вед. Вернувшись после службы в Ленинград, он работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, печатает стихи.
В 1962 году проходит творческий конкурс в Литературный институт имени Горького и, после сдачи экзаменов, зачисляется на 1 курс. А после публикации стихов в печати о нем заговорили, о нем спорили, его читали…

Вед. Немало жизненных событий пришлось пережить поэту. Было все – и взлеты и падения. И только родная деревня могла залечить раны, наполнить жизненными силами. Только с многострадальной неустроенной русской деревней мог разделить он свою неустроенность. Его поэтическая судьба невидимыми нитями была связана воедино с судьбой народной. И не могло быть иначе. Из шумной Москвы Николай Рубцов не раз возвращался родную вологодскую деревню.

Вед. В письме своему другу Александру Яшину Н. Рубцов, описывая малую родину, обронил строчку: «…здесь для души моей родина». «Так что Вологда — земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую я себя и живым». Так что была у поэта Рубцова сильная страсть — любовь к тихой родине, которая дала ему жизнь, которую он навечно прославил своими стихами. Послушаем стихотворение «Тихая моя Родина», которое поэт посвятил писателю Василию Белову.

Читайте также:  Где места локализации лишая на теле человека

Голос автора:

Тихая моя родина! 
Ивы, река, соловьи.. .
 
Мать моя здесь похоронена
 
В детские годы мои.
 

– Где тут погост? Вы не видели?

 
Сам я найти не могу. –
 
Тихо ответили жители:
 
– Это на том берегу.
 

Тихо ответили жители, 
Тихо проехал обоз.
 
Купол церковной обители
 
Яркой травою зарос.
 

Там, где я плавал за рыбами,

 
Сено гребут в сеновал:
 
Между речными изгибами
 
Вырыли люди канал.
 

Тина теперь и болотина

 
Там, где купаться любил.. .
 
Тихая моя родина,
 
Я ничего не забыл.
 

Новый забор перед школою,

 
Тот же зеленый простор.
 
Словно ворона веселая,
 
Сяду опять на забор!
 

Школа моя деревянная!. . 
Время придет уезжать –
 
Речка за мною туманная
 
Будет бежать и бежать.
 

С каждой избою и тучею,

 
С громом, готовым упасть,
 
Чувствую самую жгучую,
 
Самую смертную связь.

Вед. Рубцов создает удивительно «живописные» стихи: при чтении некоторых произведений не случайно возникают образы известных картин. Так происходит со стихотворением «Березы», которое как будто «списано» с картины И. Левитана «Березовая роща».

Берёзы 

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз…

(Чубарова Н).

Хоровод «Во поле березка стояла…»

Вед. Н. Рубцов — не только великий русский поэт, но и просто русский человек, постигший такую истину, «что мир устроен прекрасно…».

Живя в городе большую часть своей жизни, Рубцов часто вспоминает деревню. Николай страстно любил Родину, Русь – Россию. Ей посвятил он свое лучшее стихотворение «Гори, гори звезда моих полей». В его поэзии образ звезды является сквозным и можно истолковать как свет любви и надежды.

«Гори, гори звезда моих полей» (Омётова Л.В.)

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Вед. Любимыми поэтами Рубцова были Фет, Тютчев, Есенин. Когда-то С. Есенин советовал молодым начинающим поэтам, чтоб они искали родину, без которой не может получиться хорошего поэта. Николай Рубцов родился с этим чувством родины, ему не надо было его искать. Он объехал много земель, и многое видел, но не было для него роднее и ближе его родной деревни.

Чтец:

РУССКИЙ ОГОНЁК 

Погружены 
в томительный мороз, 
Вокруг меня снега оцепенели! 
Оцепенели маленькие ели, 
И было небо темное, без звезд. 
Какая глушь! Я был один живой, 
Один живой в бескрайнем мертвом поле! 

Вдруг

 
тихий свет 
(пригрезившийся, что ли?) 
Мелькнул в пустыне, 
как сторожевой… 
Я был совсем как снежный человек, 
Входя в избу (последняя надежда!), 
И услыхал, отряхивая снег: 
– Вот печь для вас и теплая одежда… 
Потом хозяйка слушала меня, 
Но в тусклом взгляде 
Жизни было мало, 
И, неподвижно сидя у огня, 
Она совсем, казалось, задремала… 

Как много желтых снимков на Руси

 
В такой простой и бережной оправе! 
И вдруг открылся мне 
И поразил 
Сиротский смысл семейных фотографий: 
Огнем, враждой 
Земля полным-полна,- 
И близких всех душа не позабудет!.. 
– Скажи, родимый, 
Будет ли война? – 
И я сказал: – Наверное, не будет. 
– Дай Бог, дай Бог… 
Ведь всем не угодишь, 
А от раздора пользы не прибудет…- 
И вдруг опять: 
– Не будет, говоришь? 
– Нет,- говорю,- наверное, не будет. 
– Дай Бог, дай Бог… 

И долго на меня

 
Она смотрела, как глухонемая, 
И, головы седой не поднимая, 
Опять сидела тихо у огня. 
Что снилось ей? 
Весь этот белый свет, 
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?.. 
Но я глухим бренчанием монет 
Прервал ее старинные виденья… 
– Господь с тобой! Мы денег не берем! 
– Что ж,- говорю,- желаю вам здоровья! 
За все добро расплатимся добром, 
За всю любовь расплатимся любовью… 

Спасибо, скромный русский огонек,

 
За то, что ты в предчувствии тревожном 
Горишь для тех, кто в поле бездорожном 
От всех друзей отчаянно далёк, 
За то, что, с доброй верою дружа, 
Среди тревог великих и разбоя 
Горишь, горишь, как добрая душа, 
Горишь во мгле – и нет тебе покоя… 

(Хор исполняет песню «В этой деревне»)

Четвёртая страничка «В минуты музыки»

Вед. Николай Рубцов … Это человек, который принес в мир не только стихи, но и свою музыку, тихую, светлую, убаюкивающую, умиротворенную. Нет, он не был композитором, но с охотой играл на гармошке и гитаре. Еще в детдоме всем казалось, что он непременно будет учиться музыке.

На его стихи написано более 130 песен. Значит, чувствовалась в них музыка, рубцовская музыка.

Чтец:

В минуты музыки печальной

Я представляю

И первый снег под небом серым желтый плес,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей… (Мысягин Н).

Вед. Талант — всегда чудо. «У него присущий подлинному таланту тончайший музыкальный слух. Да, музыкальный, потому что Поэзия — это плюс ко всему еще и музыка»,

Вед. Не имея музыкального образования, Рубцов был очень музыкален. Он очень любил слушать классическую музыку. Одно из своих любимых произведений «Вальс цветов» П. И. Чайковского даже сам исполнял на гармошке. В разные моменты жизни обращался поэт к музыке. В минуты радости звучала гармонь, а в минуты грусти – гитара. Первым автором песни являлся сам Николай Рубцов. Он пел ее на свой собственный мотив, слова сами ложились на музыку.

Вед. Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её.

Читайте также:  Отрубевидный лишай может разрастаться

(звучит песня «Букет»)

Я буду долго гнать велосипед.

В глухих лугах его остановлю,

Нарву цветов и подарю букет

Той девушке, которую люблю.

Я ей скажу: « с другим наедине

О наших встречах позабыла ты,

И потому на память обо мне

Возьми вот эти скромные цветы!

Она возьмёт, но снова в поздний час,

Когда туман сгущается и грусть,

Она пройдет, не поднимая глаз,

Не улыбнувшись даже…ну и пусть.

Я буду долго гнать велосипед,

В глухих лугах его остановлю.

Я лишь хочу, чтобы взяла букет

Та девушка, которую люблю…

Пятая страничка «Я умру в крещенские морозы»

Вед. Н. Рубцов тосковал по отчему дому, по матери, по самому близкому и родному человеку, с которым он расстался в раннем детстве и был лишён возможности обратиться к ней в поисках тепла и участия. Неотступно идёт мать за своим сыном через всю его короткую, но такую тернистую жизнь. Он чувствовал её присутствие и её заботу. Она спасала его своей горячей молитвой.

Как живешь, моя добрая мать,

Что есть нового в нашем селенье?

Мне сегодня приснился опять

Дом родной, сад с густою сиренью…

Помнишь зимы? Свистели тогда

Вьюги. Клен у забора качался.

И, продрогнув насквозь, иногда

К нам в окно осторожно стучался.

Он, наверно, просился к теплу,

Нас, увидев в просвете за шторой…

А мороз выводил по стеклу

Из серебряных нитей узоры.

Волки выли во мгле за рекой…

И однажды в такое ненастье,

Помнишь, ты говорила со мной

О большом человеческом счастье?

И недаром в дозорных ночах,

Милый край от врагов охраняя,

О простых материнских словах

Я с любовью теперь вспоминаю…

Как живешь, моя добрая мать?

Что есть нового в нашем селенье?

Мне сегодня приснился опять

Дом родной. Сад с густою сиренью.( Нищенкин А.А., Ометова Л.В.)

Вед. Был у Н. Рубцова великий дар. Умел он трудиться, любить Родину, родную природу, друзей. Имея всё это, он прошёл суровую школу жизни.

Н. Рубцов прожил чуть больше 30-ти. Но его стихи всегда с нами, они зовут нас к откровению.

Вед. Поэт трагически погиб в крещенскую ночь 19 января 1971 года, что невольно предсказал в своих стихах в 1965 году:

Я умру в крещенские морозы, 
Я умру, когда трещат березы…

(тишина – «Реквием»)

Свечи тушатся.

..Я слышу печальные звуки,

Которых не слышит никто (голос Рубцова)

Вед. Жизнь Рубцова оборвалась в том возрасте, когда человек в полной мере утверждается как личность, обретает творческую силу. Но и того, что сделано, хватит не на одно поколение.

Я так люблю осенний лес,

Над ним — сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой, весёлый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: — Я был в лесу листом!

Сказать: — Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: я чист душою… (Гараева И.Ш.)

Звучит гитара

Улетели листья с тополей –

Повторилась в мире неизбежность…

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Пусть деревья голые стоят,

Не кляни ты шумные метели!

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели?

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Вед. Судя по его стихам, снова и снова грезился ему образ матери, мучая неотступной тоской. Он слышит шум берёзы над могилой матери, то снова видит её, медленно несущую воду в вёдрах.

Вед. Стихи Николая Рубцова живут в нас, очищают душу, наполняют её добрым светом. Пусть в наших сердцах навсегда останутся искренность и трепет поэзии Николая Рубцова.

Только такая чистая душа поэта могла

поведать нам о простых, но таких важных для

каждого человека истинах.

Именно с такой душой

можно было так проникновенно писать о Родине и о

деревне, о небе и речке, о цветах и травах…

Писать так, что, читая его стихи, видишь перед глазами

чудесные картины

и слышишь чудесную музыку –

музыку сердца и чистой души настоящего русского

П о э т а

Источник

Чем раньше ребёнок учится делать обдуманный взвешенный выбор, тем устойчивей его самооценка, он реже попадает в трудные ситуации, но даже в них сохраняет уверенность и спокойствие.

Ребёнок реально мало что может что-то для себя решить всерьёз, даже чисто физически. В силу неразвитости нервной системы у него очень мало ресурсов, чтобы принимать решения. Но всё равно, именно ребёнок осваивает основы умения принимать решения — взрослый не может сделать это за него. Поэтому важно, чтобы маленькие дети были успешными в принятии решений.

В этой статье расскажем, как взрослые могут помочь ребёнку научиться принимать решения с раннего детства.

Фото с www.quo.es

Дайте ребёнку возможность делать посильный выбор

Конечно, не нужно предлагать трёхлетке решать, хочет ли он пойти в садик или не хочет. Ему и психологически сложно принять это решение, и вы не можете принять вариант «Не хочу!». Но в рамках более простых выборов, более предметных — выбор малышу по силам.

Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Взрослые могут выбирать из каких-то умозрительных вещей, ребёнок же мало что может себе представить. Поэтому первоначально его выборы должны находится внутри ситуации и быть наглядными.

— Ты наденешь эту шапку или эту?

— Что покупаем: машинку или конструктор?

— Что будешь есть: кашу или творог?

Начинать следует всегда с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.

Эти простые выборы в раннем детстве — основа для принятия гораздо более серьёзных решений в последующей жизни. Именно они запускают и развивают психологические механизмы. И если такое начало положено, то в более взрослом возрасте мы получаем человека, который умеет принимать классные решения.

Предоставьте опыт конструктивного неодобрения и одобрения

Если мы будем часто ребёнка ругать, то он будет бояться брать на себя ответственность. Когда малыш не знает, поругают его или не поругают, если он сталкивается с необоснованной критикой, то есть большая вероятность появления страха совершить ошибки и принять неправильное решение.

Если же ребёнка часто неконструктивно хвалят и говорят, что он молодец, то он будет сильно ориентироваться на внешнюю оценку и стараться угадать правильный ответ вместо того, чтобы принимать решение.

На тенденцию угадывать правильный ответ влияет и псевдовыбор. Это когда родитель задаёт вопросы ребёнку, но на самом деле показывает, что есть желательный и нежелательный выбор. И в этом случае мы учим ребёнка не выбирать, а угадывать правильные ответы. И это очень плохая услуга. Потому что он начинает искренне считать, что процесс принятия решений и выбора состоит из того, чтобы найти вышестоящего (учителя, руководителя), угадать то, что ему понравится и сделать так, как возможно (!) хочет другой человек. Научить ребёнка такому угадыванию — не очень хорошая услуга.

Читайте также:  Как убрать пятна от разноцветного лишая

Любое общение с ребёнком должно быть конструктивным и уважительным. То же касается критики и похвалы: описывайте действия ребёнка, не трогая его личность; показывайте своё отношение к поступку.

— Я вижу, что ты помыл посуду и посуда чистая.

— Я вижу, что ты мыл посуду и та, которая не разбилась — чистая. Ещё вижу, что несколько тарелок разбилось и на полу острые осколки. Давай уберём их вместе (или — я уберу). Давай подумаем, как в следующий раз разбить меньше тарелок.

— О! Ты поставил тарелки, разложил ложки и вилки. Здорово! Всё готово для ужина. Можно звать папу.

Выражение одобрения с выделением сильных сторон учит ребёнка хорошо относиться к себе, не бояться действовать, а понимать: «Я могу действовать и мои решения могут оказаться хорошими».

А если не окажутся хорошими, то у него есть поддерживающий взрослый, с которым ребёнок может это обсудить, который поможет найти варианты, как можно поступить в будущем. Так любые ошибки превращаются в повод становиться лучше.

Когда ошибки — повод напасть на личность: «Откуда у тебя только руки растут!», «Ну что ты за бестолочь такая!», то ребёнок будет бояться настолько, что предпочтёт позицию: кто ничего не делает, тот не ошибается.

Позвольте ребёнку учиться на ошибках

В подготовленной среде мы окружаем ребёнка тем, что соответствует его возрасту и потребностям. Поэтому ребёнок находится в ситуации успеха большую часть времени: он окружён возможностями для каких-то посильных действий и выборов, и у него всё получается.

Если же не получается, то среда помогает заметить и исправить ошибку. И это тоже ситуация успеха — я понял, что что-то не так, начал искать, как поменять действия, чтобы получилось. Если я сам контролирую ошибки, то учусь их понимать, менять решения и пробовать сделать иначе.

Например, ребёнок пошёл на горшок, но не дошёл и намочил штаны. Казалось бы, ситуация неуспеха. Но он идёт переодеваться, надевает сухую одежду, убирает грязную в корзину и всё равно оказывается в ситуации успеха — успешно переоделся, укрепил навык самостоятельного одевания.

Наливал воду, разлил — взял губку и вытер.

Рассыпал песок мимо стола — взял совок с щёткой и подмёл.

Подготовленная среда помогает детям не бояться ошибок: ошибка — это просто информация, что можно принять другое решение и попробовать сделать иначе.

Дайте возможность заниматься тем, что нравится

Даже несмотря на благоприятность условий, есть дети, которые по природе очень чувствительны к неудачам. И они могут раздражаться на то, что с первого раза не получается.

Но и в этом случае помогает подготовленное пространство: ребёнок может оставить занятие и найти другое, которое ему по силам. Он будет этим заниматься столько, чтобы прийти в доброжелательное расположение, и тогда снова попробует сделать то, что не получается. Этот круг ребёнок может пройти несколько раз, но рано или поздно он преуспеет.

Это большое преимущество, которого нет в традиционной системе. Там если делают, то все вместе: лепят, клеят, читают. А один конкретный ребёнок не может вовлечься: у него что-то не получилось, он расстроен и вынужден оставаться в этой ситуации. Либо скучать, либо терпеть. От этого много недовольства, приходится ждать, когда это всё закончится. Ребёнок застревает в том, что не получилось, вместо того, чтобы заняться тем, что получается.

Устанавливайте чёткие правила

Правила помогают самостоятельно принимать решения. Когда ребёнок чётко знает, что нельзя и понимает, почему нельзя, он получает свободу принимать решения в рамках этих границ.

Когда правила нечёткие, малышу легко запутаться: сегодня можно подольше поиграть и пойти спать не в 9, а в 10; сегодня можно посмотреть мультфильм за едой, хотя вчера было нельзя; бабушка даёт мне дали конфету до обеда, а мама не даёт. Ребёнок всё время должен угадывать: в каком настроении родители, что получится сделать, а что нет.

Когда правила чёткие, ребёнок всегда знает, из чего он может выбирать: решить, чем заняться перед сном: поиграть в машинки или порисовать; съесть суп или котлету; потратить время на интересную игру, а не пытаться выпросить конфету у мамы. В рамках ребёнок всегда может выбрать то, что находится внутри этих правил.

Если малыш понял правила, то реже сталкивается с негативом в свой адрес: хотел как лучше, а получилось как всегда.

Например, ребёнок видел, как мама пересаживала растения и решил в её отсутствие сделать то же самое. В результате повредил корни, раскидал землю, а один цветок так и вообще сломал. Если же ребёнку заранее объяснили, как ухаживать за растениями, то такой ситуации не произойдёт. Он знает, что может полить цветок, побрызгать на него из пульверизатора, протереть листья.

Дети очень хотят помогать родителям. И если им показали, как можно действовать, то они не попадают впросак и могут дальше проявлять инициативу и предлагать свои решения. А если оказывается, что мир вокруг непредсказуем, то они быстро теряют инициативу и не будут уметь и любить принимать решения, так как инициатива была наказуема в их детстве.

Чёткие правила доступны для понимания. Одно дело, когда ребёнку непонятно, почему что-то запретили или разрешили. Другое ­— когда ребёнок понимает для чего накладывает на себя ограничения.

Например, когда у него есть свои вещи и требования не трогать чужие, то он понимает концепцию частной собственности (это доступно уже на втором году жизни) и когда это работает в обе стороны одинаково честно, то ребёнок понимает, что нужно самому уважительно относиться к чужому. Естественно, малыш, не формулирует так. Но ему хорошо от того, что он не трогает чужое, и никто трогает его вещи.

Это касается любых правил. Если они обеспечивают конструктивное сотрудничество со сверстниками или взрослыми, то малыш понимает, зачем эти правила нужны и соблюдает не когда заставили, а всегда. И в этом случае ребёнок снова свободнее в принятии решений, так как есть понимание того, зачем вообще правила нужны.

Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!

Статьи по теме:

Как хвалить детей
5 причин перестать говорить «Молодец!»
Как устанавливать правила ребёнку, чтобы не испортить с ним отношения
Выстраивание границ с ребёнком в Монтессори-стиле

Источник